г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Адвокат по налоговым спорам: камеральная проверка по налогам

Налоговая проверка — процедура контроля деятельности организации со стороны налогового органа, в частности, проверка отсутствия нарушений по уплате налогов и сборов со стороны организации.

Существуют камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральную проверку проводят на территории инспекции. Никакого специального решения для нее не нужно (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).

Основанием для проверки служат поданные организацией первичные и уточненные декларации (расчеты), за исключением некоторых случаев. При этом не имеет значения, была отчетность подана налогоплательщиком, плательщиком взносов или налоговым агентом.

В определенных ситуациях проверку проводят, если нарушены сроки сдачи налоговой отчетности.

Проверка идет по тому налогу (страховым взносам), по которому организация отчиталась, и охватывает налоговый или отчетный период, указанный в отчетности.

Камеральная проверка условно проходит в два этапа: автоматизированный контроль, затем углубленная проверка.

Автоматизированный контроль деклараций (расчетов) происходит без участия инспекторов. Информационная система инспекции производит проверку отчетности организации и контрольных соотношений, декларации по НДС дополнительно проверяют по СУР АСК НДС-2.

Если в отчетности были обнаружены какие-то расхождения или несоответствия, то это причина для проведения ее углубленной проверки. Углубленную проверку проводят при наличии на это оснований, которые предусмотрены п. п. 3, 6, 8 — 9, 11, 12 ст. 88 НК РФ. Например, это:

  • заявленный к возмещению из бюджета НДС;
  • заявленные в отчетности налоговые льготы.

При углубленной камеральной проверке инспекция проводит мероприятия налогового контроля, чтобы проверить, было ли нарушено налоговое законодательство или нет.

Проверяющие при проведении камеральной проверки в первую очередь руководствуются положениями Налогового кодекса РФ. Дополнительно также используются:

  • рекомендации по проведению камеральных проверок, которые приведены в Письме ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705;
  • Письма ФНС России, которые направлены для обязательного применения нижестоящими налоговыми органами.

Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Исключением являются декларации по НДС.

Продлить срок проверки нельзя, кроме некоторых случаев. Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи декларации или расчета.

Если день отправки отчетности и день ее получения инспекцией не совпадают, срок нужно считать со дня ее получения налоговым органом, так как объективно начать камеральную проверку, пока не получена отчетность, просто невозможно. Поэтому в акте проверки датой ее начала проверяющие ставят дату поступления декларации (расчета) в инспекцию.

Дата окончания проверки в общем случае — соответствующее число через три месяца. Если соответствующее число приходится на выходной (нерабочий) день, то проверка заканчивается в ближайший рабочий день. Если в месяце, на который приходится окончание проверки, нет соответствующего числа, то последним днем проверки будет последний день этого месяца.

В ряде случаев декларацию может быть признана непредставленной, например, при нарушении контрольных соотношений. Как правило, не позднее пяти рабочих дней с этого момента инспекция направляет уведомление.

Если декларация признана непредставленной, проверка прекращается в день направления в адрес организации соответствующего уведомления.

При подаче уточненной декларации до окончания камеральной проверки срок проверки начинается заново. Инспекция прекращает проверку первичной отчетности и начинает новую проверку уточненной декларации. Если инспекция признает уточненную декларацию непредставленной, она возобновит проверку ранее поданной декларации. Время, затраченное на проверку уточненной декларации, в таком случае не учитывается.

В рамках камеральной проверки проверяющие вправе проводить достаточно большой спектр мероприятий налогового контроля. При этом они используют их не так часто, как при выездной проверке.

Проверяющие чаще всего:

  • истребуют у проверяемого лица документы (сделать это они могут только в определенных случаях);
  • проводят «встречную» проверку, то есть запрашивают документы и информацию у третьих лиц;
  • запрашивают у проверяемого лица пояснения, в том числе путем вызова в инспекцию;
  • проводят осмотр помещений, территорий, документов и предметов (сделать это они могут также только в некоторых случаях).

Оформление результатов камеральной проверки зависит от того, были ли выявлены проверяющими нарушения, или нет.

Если нарушения есть, то инспекция в течение 10 рабочих дней после окончания проверки должна составить акт. Если налогоплательщик не согласен с изложенными в нем выводами, то он может предоставить свои возражения. Сделать это можно, как правило, в течение месяца после получения акта.

После этого налоговый орган выносит свое окончательное решение. Если нарушений нет, то результаты проверки проверяющие никак не оформляют. Составление в этом случае акта, справки или иного документа в ст. ст. 88 и 100 НК РФ не предусмотрено.

Итоговое решение по результатам проверки налоговый орган принимает после рассмотрения материалов проверки, в том числе возражений налогоплательщика на акт, если они были поданы. После этого руководитель инспекции (его заместитель) принимает одно из решений (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ):

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности, если инспекция выявила нарушения, но привлечь к налоговой ответственности вас нельзя;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, если не хватает данных, чтобы принять итоговое решение по проверке.

При этом решение не обязательно вынесут в тот же день, когда рассмотрят материалы. Это может произойти и позже. Его должны вынести в течение 10 рабочих дней после того, как закончится срок для возражений на акт проверки, а затем передать организации в течение пяти рабочих дней после вынесения.

Налогоплательщик вправе обжаловать принятое по итогам камеральной проверки решение в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)

Материал статьи взят из открытых источников

Дата актуальности материала: 16.02.2023

Оставить комментарий

Добавить комментарий
Ваш email не будет опубликован.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
Наверх
x
Полезная информация
Сторонние сайты
Адвокатского бюро «Антонов и партнеры»
пр-т. Карла-Маркса, дом 192, оф. 614 Самара Россия 443080
Phone: +7 (846) 212-99-71 Email: antonov.partner@gmail.com URL: