Налоговая проверка — процедура контроля деятельности организации со стороны налогового органа, в частности, проверка отсутствия нарушений по уплате налогов и сборов со стороны организации.
Существуют камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральную проверку проводят на территории инспекции. Никакого специального решения для нее не нужно (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).
Основанием для проверки служат поданные организацией первичные и уточненные декларации (расчеты), за исключением некоторых случаев. При этом не имеет значения, была отчетность подана налогоплательщиком, плательщиком взносов или налоговым агентом.
В определенных ситуациях проверку проводят, если нарушены сроки сдачи налоговой отчетности.
Проверка идет по тому налогу (страховым взносам), по которому организация отчиталась, и охватывает налоговый или отчетный период, указанный в отчетности.
Камеральная проверка условно проходит в два этапа: автоматизированный контроль, затем углубленная проверка.
Автоматизированный контроль деклараций (расчетов) происходит без участия инспекторов. Информационная система инспекции производит проверку отчетности организации и контрольных соотношений, декларации по НДС дополнительно проверяют по СУР АСК НДС-2.
Если в отчетности были обнаружены какие-то расхождения или несоответствия, то это причина для проведения ее углубленной проверки. Углубленную проверку проводят при наличии на это оснований, которые предусмотрены п. п. 3, 6, 8 — 9, 11, 12 ст. 88 НК РФ. Например, это:
- заявленный к возмещению из бюджета НДС;
- заявленные в отчетности налоговые льготы.
При углубленной камеральной проверке инспекция проводит мероприятия налогового контроля, чтобы проверить, было ли нарушено налоговое законодательство или нет.
Проверяющие при проведении камеральной проверки в первую очередь руководствуются положениями Налогового кодекса РФ. Дополнительно также используются:
- рекомендации по проведению камеральных проверок, которые приведены в Письме ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705;
- Письма ФНС России, которые направлены для обязательного применения нижестоящими налоговыми органами.
Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Исключением являются декларации по НДС.
Продлить срок проверки нельзя, кроме некоторых случаев. Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи декларации или расчета.
Если день отправки отчетности и день ее получения инспекцией не совпадают, срок нужно считать со дня ее получения налоговым органом, так как объективно начать камеральную проверку, пока не получена отчетность, просто невозможно. Поэтому в акте проверки датой ее начала проверяющие ставят дату поступления декларации (расчета) в инспекцию.
Дата окончания проверки в общем случае — соответствующее число через три месяца. Если соответствующее число приходится на выходной (нерабочий) день, то проверка заканчивается в ближайший рабочий день. Если в месяце, на который приходится окончание проверки, нет соответствующего числа, то последним днем проверки будет последний день этого месяца.
В ряде случаев декларацию может быть признана непредставленной, например, при нарушении контрольных соотношений. Как правило, не позднее пяти рабочих дней с этого момента инспекция направляет уведомление.
Если декларация признана непредставленной, проверка прекращается в день направления в адрес организации соответствующего уведомления.
При подаче уточненной декларации до окончания камеральной проверки срок проверки начинается заново. Инспекция прекращает проверку первичной отчетности и начинает новую проверку уточненной декларации. Если инспекция признает уточненную декларацию непредставленной, она возобновит проверку ранее поданной декларации. Время, затраченное на проверку уточненной декларации, в таком случае не учитывается.
В рамках камеральной проверки проверяющие вправе проводить достаточно большой спектр мероприятий налогового контроля. При этом они используют их не так часто, как при выездной проверке.
Проверяющие чаще всего:
- истребуют у проверяемого лица документы (сделать это они могут только в определенных случаях);
- проводят «встречную» проверку, то есть запрашивают документы и информацию у третьих лиц;
- запрашивают у проверяемого лица пояснения, в том числе путем вызова в инспекцию;
- проводят осмотр помещений, территорий, документов и предметов (сделать это они могут также только в некоторых случаях).
Оформление результатов камеральной проверки зависит от того, были ли выявлены проверяющими нарушения, или нет.
Если нарушения есть, то инспекция в течение 10 рабочих дней после окончания проверки должна составить акт. Если налогоплательщик не согласен с изложенными в нем выводами, то он может предоставить свои возражения. Сделать это можно, как правило, в течение месяца после получения акта.
После этого налоговый орган выносит свое окончательное решение. Если нарушений нет, то результаты проверки проверяющие никак не оформляют. Составление в этом случае акта, справки или иного документа в ст. ст. 88 и 100 НК РФ не предусмотрено.
Итоговое решение по результатам проверки налоговый орган принимает после рассмотрения материалов проверки, в том числе возражений налогоплательщика на акт, если они были поданы. После этого руководитель инспекции (его заместитель) принимает одно из решений (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ):
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности, если инспекция выявила нарушения, но привлечь к налоговой ответственности вас нельзя;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, если не хватает данных, чтобы принять итоговое решение по проверке.
При этом решение не обязательно вынесут в тот же день, когда рассмотрят материалы. Это может произойти и позже. Его должны вынести в течение 10 рабочих дней после того, как закончится срок для возражений на акт проверки, а затем передать организации в течение пяти рабочих дней после вынесения.
Налогоплательщик вправе обжаловать принятое по итогам камеральной проверки решение в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)
Материал статьи взят из открытых источников
Дата актуальности материала: 16.02.2023