г. Москва, ул. Верхняя Красносельская,
д. 11а, ст.1, офис 29
+7 (499) 288-34-32
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская,
д. 11а, ст.1, офис 29
+7 (499) 288-34-32

Право потерпевшего знакомиться с протоколами следственных действий

Адвокат Антонов А.П.

В п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ закреплено право потерпевшего знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания. При этом форма и порядок ознакомления с необходимыми материалами избираются следователем (дознавателем и др.) и судом в пределах, исключающих разглашение следственной тайны. Думается, данное право имеется у любого участника следственного действия. Несмотря на данное обстоятельство, законодатель посчитал важным посвятить ему отдельный пункт комментируемой статьи. Попробуем разъяснить содержание указанного права потерпевшего.

Соответственно, право потерпевшего знакомиться с определенного рода протоколом следственного действия предполагает обязанность следователя (дознавателя и др.) после составления такого протокола следственного действия предоставить потерпевшему возможность по крайней мере осмотреть и прочитать как весь протокол в целом, так и все элементы, его составляющие. Потерпевший вправе ознакомиться не только с письменной частью протокола следственного действия, но и со всеми приложениями к нему. Поэтому, если прилагаемая к протоколу следственного действия фототаблица составлена через некоторое время после ознакомления потерпевшего с письменной частью протокола следственного действия, потерпевший вправе потребовать от следователя (дознавателя и др.) последующего ознакомления его и с содержанием названной фототаблицы.

Под протоколом следственного действия в ст. 42 УПК РФ понимается одноименная разновидность источника доказательств. Протокол следственного действия — это надлежащим образом оформленный на стадии предварительного расследования  — письменный процессуальный акт и его приложения, которые содержат сведения о факте производства, ходе и результатах следственного действия, о фактах и обстоятельствах, чувственно воспринимаемых следователем (дознавателем и др.) при производстве этого действия.

Критерии протоколов следственных действий следующие:

1) содержание протокола следственного действия — имеющие отношение к уголовному делу сведения, всегда появляются (получаются) в рамках уголовного процесса;

2) фиксировать эту информацию могут лишь субъекты, осуществляющие уголовный процесс: следователь (дознаватель и др.).

Частью протокола (приложением к нему) могут быть фонограммы, фототаблицы, электронные носители информации, чертежи, планы, схемы и т.п., записанные или изготовленные при его производстве. Потерпевший знакомится с протоколом следственного действия в целом. Если он принимал участие в производстве следственного действия, то его замечания прежде всего должны отражаться не в приложениях к письменной части протокола, а на самом письменном носителе информации. Когда же в ходе производства процессуального действия применялись технические средства, которые способны фиксировать устные заявления и (или) замечания, и таковые имели место, рекомендуется, чтобы на соответствующих приложениях (носителях аудио- и видеоинформации и т.п.) также были отражены эти заявления и (или) замечания.

Потерпевший вправе знакомиться с протоколом любого из перечисленных при характеристике п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК РФ следственных действий, если он принимал в нем участие. Единственным исключением из этого правила является производство судебной экспертизы, в результате которой протокола следственного действия не составляется. Поэтому и знакомиться с таковым потерпевший не в состоянии, хотя участвовать в производстве судебной экспертизы с разрешения следователя (дознавателя и др.) он все же может.

В п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ говорится о производстве следственных действий с его участием. «С его участием» означает с участием потерпевшего. Соответственно, данное право не может быть распространено на случаи, когда в производстве следственного действия принимал участие не сам потерпевший, а, к примеру, его законный представитель и (или) представитель.

Второе право потерпевшего, зафиксированное в п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ, — это право подавать замечания на протоколы следственных действий, с которыми потерпевший ознакомился.

В п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ говорится о замечаниях. И подаются они на протоколы следственных действий, в которых принимал участие потерпевший. Мы намеренно здесь не пишем о «протоколах следственных действий, с которыми был ознакомлен потерпевший». Мы заменяем это словосочетание на «протоколы следственных действий, в которых принимал участие потерпевший». Зачем мы так поступаем? Затем, что исходя из редакции п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ у потерпевшего, как мы уже отмечали выше, право подавать замечания на протоколы следственных действий, в производстве которых он принимал участие, имеется и в тех случаях, когда в нарушение требований п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ следователь (дознаватель и др.) не ознакомил его с указанными протоколами. Таким образом, при наличии надлежащего протокола искомые замечания потерпевший праве принести до того, как следователь (дознаватель и др.) соизволит ознакомить его с искомым протоколом. И такая возможность не лишает потерпевшего права после ознакомления с протоколом следственного действия вновь принести на него замечания.

Замечания — это краткое суждение по поводу чего-нибудь, указание на недостатки, ошибки. Замечания же потерпевшего, о которых идет речь в п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ, являются обращениями к следователю (дознавателю и др.), в которых указываются погрешности (неправильность, неполнота, нарушение процессуальной формы), допущенные при фиксации в протоколе хода и результатов производства следственного действия.

Обычно это выглядит так. Потерпевший, соотнеся содержание протокола с ходом и результатами следственного действия, обращает внимание следователя (дознавателя и др.) на определенного рода недостатки и (или) неточности, закравшиеся в рассматриваемый процессуальный документ.

В п. 17 ч. 2 ст. 42 УПК РФ законодатель вновь употребляет термин «замечания». Здесь говорится о замечаниях, подаваемых на протокол судебного заседания. Это аналогичного рода замечания. В них обычно отражается несоответствие содержания искомого протокола ходу и результатам судебных действий, осуществленных в ходе судебного заседания.

Переходим к разъяснению формулировки, которую законодатель использовал в следующем пункте ч. 2 ст. 42 УПК РФ. Данный пункт (п. 11) гласит, что потерпевший вправе «знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта».

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (499) 288-34-32 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал
Наша практика
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1396 "Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, и расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым предоставлялись указанные стимулирующие выплаты"
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости
Свежие комментарии