В настоящее время по делам о преступлениях, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, часто среди доказательств по делу используются результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), в первую очередь, контрольной закупки. Практика показывает, что данное ОРМ далеко не всегда проводится с соблюдением требований закона, что в будущем может повлечь признание ОРМ незаконным и невозможность его использования в качестве доказательства по делу.
Понятие контрольная закупка в Федеральном законе “Об ОРД” не содержится. В соответствии со ст.49 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”, это ОРМ, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования. Контрольная закупка является гласным ОРМ, к его процедуре предъявляются определенные требования. Часть из них не сформулирована в законе, однако диктуется практикой ЕСПЧ:
- Для проведения контрольной закупки должно быть основание. Как отметил ЕСПЧ в Постановлении от 04.11.2010 по делу «Банникова против России», производство ОРМ должно базироваться на полученных правоохранительными органами сведений о том, что лицо осуществляет сбыт наркотических средств. К ним могут быть отнесены записи телефонных переговоров, показания допрошенных лиц. Самого по себе факта сбыта наркотических средств в прошлом либо их употребления недостаточно для проведения контрольной закупки;
- Должна быть соблюдена процедура проведения ОРМ. Несмотря на то, что ОРМ не относятся к следственным действиям, и, соответственно, не регулируются УПК РФ, к ним чаще всего предъявляются схожие требования. Так, ход ОРМ должен быть зафиксирован протоколом. При подготовке к ОРМ оперативные сотрудники привлекают незаинтересованных лиц — очевидцев (по аналогии с понятыми) и ведут видеозапись. К ней также предъявляются определенные требования: в начале оперативные сотрудники представляются и просят всех иных лиц указать сведения о себе, после чего предупреждают о ведении видеозаписи. Оперативные сотрудники должны пояснить, какое именно действие производится, и разъяснить участвующим лицам их права. Если лицо, которое будет контролируемых условиях приобретать наркотическое средство, не является оперативным сотрудником, производится его обыск с целью изъятия уже находящихся при нем наркотических средств. После чего этому лицу передаются технические средства записи хода покупки. Во избежание подмены оглашаются марка, модель и серийный номер устройств;
- Фиксация результатов контрольной закупки. После проведения закупки лицо, в отношении которого производится ОРМ, обыскивается, у него изымаются смывы с руки, срезы ногтей и образцы подногтевого содержимого. Все изъятые материалы, в том числе сбытое наркотическое средство, должны быть упакованы.
- Недопущение провокации. Как отметил Верховный суд в Обзоре судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ от 27.06.2012, под провокацией сбыта судам следует понимать подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, направленных на передачу наркотических средств сотрудникам правоохранительных органов (или лицам, привлекаемым для проведения ОРМ). К ней относятся любые действия, прямо или косвенно принуждающие лицо сбыть наркотическое средство (настаивание, предложение купить за более высокую цену, жалобы на ломку и т.п.). Исходя из практики ЕСПЧ, чтобы ОРМ не было признано провокацией, лицо должна само предложить приобрести у него наркотическое средство либо сразу согласиться его приобрести (Постановление от 10.02.2009 по делу «Золотухина против России»). Провокацией также является предложение лица расплатиться за товары или услуги наркотическими средствами вместо денег.
- Подтверждение другими доказательствами по делу. Доказывание вины лица не может целиком строиться на результатах ОРМ, необходимы иные полученные законным путем данные о причастности лица к сбыту наркотических средств (Постановление ЕСПЧ от 12.10.2012 по делу «Веселов и другие против России»).
Резюмируя, можно отметить, что в ходе производства по уголовному делу больше всего нарушений совершается именно при производстве ОРМ в силу их изначально служебного характера. Доказательством по делу они становятся только позже. Но это не означает. что при производстве ОРМ не должны соблюдаться основные гарантии прав человека.
Дата актуальности материала: 24.02.2020