г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Провокация сбыта наркотических средств

В настоящее время по делам о преступлениях, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, часто среди доказательств по делу используются результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), в первую очередь, контрольной закупки. Практика показывает, что данное ОРМ далеко не всегда проводится с соблюдением требований закона, что в будущем может повлечь признание ОРМ незаконным и невозможность его использования в качестве доказательства по делу.

Понятие контрольная закупка в Федеральном законе “Об ОРД” не содержится. В соответствии со ст.49 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”, это ОРМ, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования. Контрольная закупка является гласным ОРМ, к его процедуре предъявляются определенные требования. Часть из них не сформулирована в законе, однако диктуется практикой ЕСПЧ:

  1. Для проведения контрольной закупки должно быть основание. Как отметил ЕСПЧ в Постановлении от 04.11.2010 по делу «Банникова против России», производство ОРМ должно базироваться на полученных правоохранительными органами сведений о том, что лицо осуществляет сбыт наркотических средств. К ним могут быть отнесены записи телефонных переговоров, показания допрошенных лиц. Самого по себе факта сбыта наркотических средств в прошлом либо их употребления недостаточно для проведения контрольной закупки;
  2. Должна быть соблюдена процедура проведения ОРМ. Несмотря на то, что ОРМ не относятся к следственным действиям, и, соответственно, не регулируются УПК РФ, к ним чаще всего предъявляются схожие требования. Так, ход ОРМ должен быть зафиксирован протоколом. При подготовке к ОРМ оперативные сотрудники привлекают незаинтересованных лиц — очевидцев (по аналогии с понятыми) и ведут видеозапись.  К ней также предъявляются определенные требования: в начале оперативные сотрудники представляются и просят всех иных лиц указать сведения о себе, после чего предупреждают о ведении видеозаписи. Оперативные сотрудники должны пояснить, какое именно действие производится, и разъяснить участвующим лицам их права. Если лицо, которое будет контролируемых условиях приобретать наркотическое средство, не является оперативным сотрудником, производится его обыск с целью изъятия уже находящихся при нем наркотических средств. После чего этому лицу передаются технические средства записи хода покупки. Во избежание подмены оглашаются марка, модель и серийный номер устройств;
  3. Фиксация результатов контрольной закупки. После проведения закупки лицо, в отношении которого производится ОРМ, обыскивается, у него изымаются смывы с руки, срезы ногтей и образцы подногтевого содержимого. Все изъятые материалы, в том числе сбытое наркотическое средство, должны быть упакованы.
  4. Недопущение провокации. Как отметил Верховный суд в Обзоре судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ от 27.06.2012, под провокацией сбыта судам следует понимать подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, направленных на передачу наркотических средств сотрудникам правоохранительных органов (или лицам, привлекаемым для проведения ОРМ). К ней относятся любые действия, прямо или косвенно принуждающие лицо сбыть наркотическое средство (настаивание, предложение купить за более высокую цену, жалобы на ломку и т.п.). Исходя из практики ЕСПЧ, чтобы ОРМ не было признано провокацией, лицо должна само предложить приобрести у него наркотическое средство либо сразу согласиться его приобрести (Постановление от 10.02.2009 по делу «Золотухина против России»). Провокацией также является предложение лица расплатиться за товары или услуги наркотическими средствами вместо денег.
  5. Подтверждение другими доказательствами по делу. Доказывание вины лица не может целиком строиться на результатах ОРМ, необходимы иные полученные законным путем данные о причастности лица к сбыту наркотических средств (Постановление ЕСПЧ от 12.10.2012 по делу «Веселов и другие против России»).

Резюмируя, можно отметить, что в ходе производства по уголовному делу больше всего нарушений совершается именно при производстве ОРМ в силу их изначально служебного характера. Доказательством по делу они становятся только позже. Но это не означает. что при производстве ОРМ не должны соблюдаться основные гарантии прав человека.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
x
Полезная информация
Сторонние сайты