г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71
г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

Решение по гражданскому делу № 2-3386/15 по заявлению МБОУ СОШ о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Самарской области

  • Главная
  • Наша практика
  • Решение по гражданскому делу № 2-3386/15 по заявлению МБОУ СОШ о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Самарской области

429320РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2015 года                                      г.Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи                    Якушевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания                Кутеповой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3386/15 по заявлению МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №… им. ЗЕА г.о.Самара о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Самарской области в части составления предписания и решения, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

   МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №… им.ЗЕА г.о.Самара обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что датаг. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области выдано предписание №… об устранении нарушений в срок до датаг. С предписанием заявитель не согласен, поскольку школа является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органом местного самоуправления г.о.Самара в сфере образования. Имущество школы находится в муниципальной собственности, закреплено за ней на праве оперативного управления, собственником имущества школы является Администрация г.о.Самара. Просьбы руководства дошкольного отделения в вышестоящие организации о постройке дополнительного здания для увеличения площади учреждения и получения возможности соблюдать санитарные нормы и правила не удовлетворены. У школы нет полномочий, ни материального обеспечения для устранения значительной части выявленных проверкой нарушений, в том числе в здании дошкольного отделения, расположенного по адресу: адрес: по обеспечению объемно-планировочного решения помещений дошкольного отделения для соблюдения принципа групповой изоляции в соответствии с требованиями п.4.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; по установке на пищеблоке двухсекционной моечной ванны для мытья кухонной посуды в соответствии с требованиями п.13.10 СанПиН 1.4.1.3049-13. Здание дошкольного отделения построено в дата. в соответствии с действовавшими тогда нормами и правилами, и согласно п.4.29 СанПиН 2.4.1.3049-13,в ранее построенных объектах дошкольных образовательных организаций пищеблоки допускается эксплуатировать в соответствии с проектом, по которому они были построены, в связи с чем требования Роспотребнадзора о переоборудовании пищеблока являются завышенными и необоснованными. Просит признать недействительными решение Роспотребнадзора по жалобе на предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от дата. №… и предписание от дата. №… взыскать судебные расходы.

   В ходе судебного разбирательства заявитель представил уточненное заявление, просил признать действия Управления Роспотребнадзора по Самарской области в части составления предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от датаг. №… и решения от датаг. №… в отношении МБОУ СОШ №… г.о.Самара незаконными, взыскать в Роспотребнадзора судебные расходы в сумме *** руб.

   Определением суда от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г.о.Самары.

   В судебном заседании представитель заявителя по доверенности АЛВ уточнила требования и просила признать действия Управления Роспотребнадзора по Самарской области в части составления предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от датаг. №… и решения от датаг. №… в отношении МБОУ СОШ №… г.о.Самара незаконными, признать незаконными предписание и решение в полном объеме, взыскать в Роспотребнадзора судебные расходы в сумме *** руб. Пояснила, что требования должны быть обращены к собственнику, т.е. Администрации г.о.Самара. Предписание частично исполнено, из 7 пунктов устранено 2. Устранить нарушения, указанные в п.3,8 невозможно без проведения строительных работ, перепланировки.

   Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области ГИИ возражала против удовлетворения представления, поскольку требования СанПин обязательны для всех юридических лица, а заявитель является юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность, следовательно предписание могло быть вынесено в адрес заявителя. Из 9 пунктов предписания не выполнены п.п. 3,5,7,8. Нарушения касаются детских групп дошкольного возраста, в которых на две группы разного возраста одна раздевальная, спальная, санузел, буфетная. Данное обстоятельство увеличивает риск возникновения и распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем. При этом, полагала, что устранить данное нарушение возможно в указанный в предписании срок к дата года путем сокращения набора, уменьшения количества групп, что относится к деятельности заявителя. В части перепланировок полагала ссылки заявителя необоснованными, поскольку ни должностному лицу, ни суду не представлен проект до принятия СанПин, из которого было бы видно, что помещения были построены в таком виде и предполагались для использования в данных целях ранее. При этом наличие 2-х секционной ванны для мытья посуды обязательно, поскольку в одном отсеке моется и мясо, овощи, и руки персонала, что увеличивает риск кишечных заболеваний.

   Представитель Администрации г.о.Самара в суд не явился, извещена надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с Положением «О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. (п.1) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); (п.5) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:… пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;… (п.6)

Судом установлено, что на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Самарской области от датаг. №… в период с датаг. по датаг. в отношении МБОУ СОШ №… г.о.Самара была проведения плановая выездная проверка. По результатам которой составлен акт датаг. №… протокол об административном правонарушении от датаг. №… и выдано предписание от датаг. №… в котором МБОУ СОШ №… г.о.Самара с целью устранения выявленных нарушений предписано в срок до датаг. выполнить мероприятия, в том числе в учебном кабинете физики установить умывальную раковину в соответствии с требованиями п.4.27 СанПиН 4.2.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»; в учреждении с углубленным изучением отдельных предметов обучение проводить только в первую смену в соответствии с требованиями п.10.4 СанПиН 4.2.2.2821-10, в здании дошкольного отделения по адресу: адрес обеспечить объемно-планировочное решение помещений дошкольного отделения для соблюдения принципа групповой изоляции в соответствии с требованиями п.4.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; стены буфетной облицевать глазурованной плиткой или иным влагостойким материалом, безвредным для здоровья человека на высоту не менее 1,5 м в соответствии с требованиями п.5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13; пищеблок дошкольного учреждения оборудовать необходимым моечным оборудованием в соответствии с требованиями п.13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13; приобрести на пищеблок цельнометаллические столы, предназначенные для разработки пищевых продуктов, в соответствии с требованиями п.13.3 СанПиН 2.4.1.3049-13; на пищеблоке установить раковину для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды через смеситель в соответствии с требованиями п.13.8 СанПиН 2.4.1.3049-13; на пищеблоке установить двухсекционную моечную ванну для мытья кухонной посуды в соответствии с требованиями п.13.10 СанПиН 2.4.1.3049-13; в группах для технических целей (уборка помещений групповой, туалета и т.д.) оборудовать в туалетном помещении отдельный водопроводный кран в соответствии с требованиями п.17.3 СанПиН 2.4.1.3049-13.

Не согласившись в предписанием, МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №… им. ЗЕА г.о.Самара обратилось с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Самарской области.

Решением Управления Роспотребнадзора по Самарской области от датаг. №… в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене предписания от дата. №… отказано.

Обращаясь в суд заявитель указывает, что школа является некоммерческой организацией в сфере образования, имущество находится на праве оперативного управления, собственником является Администрация г.о.Самары, финансирование осуществляется за счет бюджетных средств, просьбы учреждения к учредителю об увеличении площади с целью соблюдения санитарных правил остались без удовлетворения, в связи с чем исполнить требования по обеспечению объемно-планировочного решения помещений и по установке на пищеблоке двухсекционной моечной ванны нет ни полномочий, ни материального обеспечения. Здание школы построено в дата году в соответствии с нормами, а следовательно допускается его эксплуатация в соответствии с проектом.

При этом в судебном заседании заявитель указал, что оспаривает предписание в целом, что в большей части предписание исполнено, не исполнены пункты, связанные с необходимостью выделения дополнительных средств, изменения площади помещений, предписание должно быть вынесено собственнику, который должен соблюдать указанные в предписании требования СанПиН.

Однако, в соответствии со ст.41 ч.4 п.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно ст.24 ч.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

   Из ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года №26 направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности. (п.1.1). Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: условиям размещения дошкольных образовательных организаций, помещениям, их оборудованию и содержанию,… (п.1.2) Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (далее — дошкольные образовательные организации). (п.1.4) Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены. (п.1.5) Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п.1.7)

Заявителем не оспаривалось, что МБОУ СОШ №… г.о.Самара фактически занимает здание по адресу: адрес, в котором осуществляет образовательную деятельность, что подтверждается Уставом.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось заявителем, МБОУ СОШ №… г.о.Самара является юридическим лицом, а следовательно от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1.9 Устава). Учредителем школы является м.о. г.о.Самара (п.1.5 Устава), имущество школы закрепляется за ней на праве оперативного управления, собственником имущества является муниципальное образование г.о.Самара (п.12.1 Устава), источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются помимо бюджетных поступлений в виде субсидий и иные источники, не запрещенные действующим законодательством (п.12.6 Устава), школа вправе осуществлять приносящие доходы деятельность (п.12.7 Устава).

Из материалов дела видно, что МБОУ СОШ №… г.о.Самара направлялись письма в Департамент образования Администрации г.о.Самара с просьбой строительства второго здания, поскольку здание не отвечает современным нормам СанПиН со ссылкой на предписание.

При этом, заявитель ссылается на наличие проекта по которому было построено здание и возможность его эксплуатировать в соответствии с проектом, однако доказательств наличия проекта и эксплуатации здания в соответствии с проектом суду не представлено.

Согласно п. 4.9, 13.10 СанПиН 2.4.1.3049-13, на которое имеется ссылка в предписании, объемно-планировочные решения помещений дошкольных образовательных организаций должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. Кухонную посуду освобождают от остатков пищи и моют в двухсекционной ванне.

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу, что оснований для признания предписания Управления Роспотребназора по Самарской области от дата №… в адрес МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №… им.ЗЕА г.о.Самара не имеется, поскольку предписание вынесено уполномоченным лицом в соответствии с законодательством РФ.

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №… им. ЗЕА г.о.Самара является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность и в силу закона должно соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативовы.

Выявленные нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ СОШ №…, изложенные в предписании указывают на то, что организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не созданы условия для охраны здоровья обучающихся.

При этом суд считает, что недостаточное финансирование не может служить основанием для освобождения учреждения от обязанности соблюдения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, принятых на территории РФ. При необходимости заявитель вправе обратиться к учредителям, собственникам имущества с просьбой о выделении денежных средств либо сократить число групп детей, разместить пищеблок в помещение, в котором возможно обеспечить соблюдение требований СанПиН.

Поскольку оснований для признания незаконным и отмены предписания не имеется, нет оснований и для отмены решения от дата №… Управления Роспотребнадзора по Самарской области по жалобе на данное предписание.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №… им. ЗЕА г.о.Самара о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Самарской области в части составления предписания и решения, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, через Октябрьский районный суд в порядке ст. 321 ГПК РФ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 22 июня 2015 года.

Судья                                            Е.В. Якушева

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — юридическая помощь в Москве, Самаре
Если Вам необходима консультация адвоката - не оттягивайте решение данного вопроса, просто перезвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
К каждому клиенту гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Добавляйтесь в друзья
Подписывайтесь на мой канал
Наша практика
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости
Свежие комментарии