г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Справка о результатах обобщения судебной практики назначения дополнительного наказания по уголовным делам судьями районных (городских) судов Иркутской области за первое полугодие 2016 года

Целью данного обобщения явилась проверка правильности применения судами области уголовного закона при назначении дополнительных наказаний, дача рекомендаций по применению положений Общей части УК РФ при назначении дополнительных наказаний как за отдельные преступления, так и по совокупности преступлений и приговоров, соотношение сроков  дополнительных видов наказаний и сроков погашения судимости.

Судебная практика свидетельствует об увеличении количества приговоров, по которым помимо основного наказания назначается дополнительное наказание. Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, среди дополнительных видов наказаний, наиболее применяемым в последнее время, является такой вид наказания как лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, о чем наглядно свидетельствует нижеприведенная таблица.

Виды дополнительных

наказаний

2008 год 2012 год 2015 год Первое полугодие

2016 года

Штраф 8000 10200 16560 8384
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью  

5500

 

12100

 

20155

 

29844

Ограничение свободы 5800 8423 4514

Верховный Суд Российской Федерации, уполномоченный Конституцией Российской Федерации (ст. 126) давать разъяснения по вопросам судебной практики,  неоднократно обращал внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в ст. ст. 2 и 43 УК РФ. Суды не должны допускать фактов назначения виновным наказания, которое по своему размеру является явно несправедливым как вследствие мягкости, так и вследствие суровости.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения уголовного закона, регламентирующего назначение и исполнение уголовного закона, Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 22 декабря 2015 года № 58 (далее — Постановление № 58) дал соответствующие разъяснения, в том числе по вопросам назначения дополнительных наказаний (п. п. 59-60).

Перечень уголовных наказаний содержится в статье 44 УК РФ. Структура данной нормы закона предусматривает перечень видов наказаний от самого мягкого, каким является штраф, до смертной казни.

В уголовном законодательстве (ст. 45 УК РФ) по порядку назначения наказания классифицируются на применяемые только в качестве основных, применяемые только в качестве дополнительных и смешанные, то есть применяемые в качестве как основных, так и дополнительных.

К основным наказаниям относятся обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

При назначении наказания к основному могут быть присоединены дополнительные наказания, в том числе и не указанные в санкции статьи. Институт досрочного освобождения от отбывания наказания (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания) действует только в отношении наказаний, назначенных в качестве основных (но при этом возможно освобождение от отбывания и дополнительного наказания).

К дополнительным наказаниям относится только один вид — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Дополнительное наказание не может применяться самостоятельно без сочетания с основным. Особенность этого вида наказания заключается в том, что оно может применяться только за тяжкие и особо тяжкие преступления, и его назначение зависит только от судейского усмотрения (в санкциях статей этот вид наказания не содержится).

К смешанным наказаниям относятся штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы.

Дополнительные и смешанные наказания при сложении их с основными исполняются самостоятельно (ч. 2 ст. 71 УК РФ).

Наказания, предусмотренные в ст. 44 УК РФ, также можно классифицировать на общие и особенные.

Общие наказания применяются ко всем лицам, совершившим преступления, — штраф, лишение свободы на определенный срок. Однако после изменений, внесенных в УК РФ Федеральными законами от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ и от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ, лишение свободы на определенный срок перестало быть универсальным наказанием.

Особенные наказания применяются только к определенным категориям граждан, совершивших преступления: ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части — к военнослужащим; лишение права занимать определенные должности — к должностным лицам; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград — к лицам, имеющим соответствующие звания или государственные награды.

Кроме того, есть наказания, для которых существуют ограничения в их назначении, связанные с характеристикой личности виновного: ограничение свободы (ч. 6 ст. 53 УК РФ).

Для несовершеннолетних в ст. 88 УК РФ предусмотрен свой перечень, состоящий из шести видов наказаний:

1) Штраф.

2) Лишение права заниматься определенной деятельностью.

3) Обязательные работы.

4) Исправительные работы.

5) Ограничение свободы.

6) Лишение свободы на определенный срок.

Но особенности назначения наказания несовершеннолетним заключаются не только в сужении перечня наказаний. Для несовершеннолетних, по сравнению со взрослыми, уменьшаются размеры и сроки назначаемых наказаний (за исключением лишения права заниматься определенной деятельностью). Кроме того, предусмотрены и особые условия назначения некоторых наказаний. Так, штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, может взыскиваться не только с него, но и с его родителей или иных законных представителей (с их согласия). Наиболее специфичен порядок назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на определенный срок (ч. ч. 6 и 6.1 ст. 88 УК РФ).

Согласно статистическому отчету, районными (городскими) судами Иркутской области за первое полугодие 2016 года всего назначено дополнительных наказаний  246 лицам, из них: штраф – 95 лицам, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — 89 лицам, ограничение свободы — 62 лицам. В отличие от средних показателей по России, в Иркутской области наиболее востребованным из числа дополнительных наказаний является штраф.

Штраф

Согласно статистическим данным, за первое полугодие 2016 года самый мягкий вид наказания – штраф, как дополнительный назначался 95 осужденным.

Штраф назначается как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Уровень назначения штрафа, как показывает практика, в определенной мере находится в зависимости от социально-экономических условий жизни людей и их платежеспособности. Колебания количества назначаемых судами наказаний в виде штрафа обусловлены, например, финансовыми кризисами, дефолтами и иными экономическими обстоятельствами. Выравнивание экономического положения в стране, как показывает практика, ведет и к увеличению числа назначения штрафов.

Потенциальные возможности штрафа как вида уголовного наказания далеко не исчерпаны и заставляют искать пути повышения его эффективности в борьбе с преступностью.

Штраф является уголовным наказанием имущественного характера. Он представляет собой денежное взыскание с осужденного. В ч. 1 ст. 46 УК РФ прямо указано на то, что штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.

Исчисление размера штрафа может осуществляться в трех видах:

1)    в определенной сумме;

2)    в размере заработной платы или иного дохода осужденного;

3)    кратно при совершении ряда преступлений.

Если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление.

При назначении штрафа по совокупности преступлений за каждое из входящих в совокупность преступлений небольшой или средней тяжести суд может применить принцип поглощения менее строгого наказания более строгим. При применении принципа сложения наказаний окончательный размер штрафа назначается исходя из правил, установленных ч. 2 ст. 69 УК РФ.

Вместе с тем следует обратить внимание на то обстоятельство, что ч. ч. 2 и 3 ст. 32 УИК РФ предусмотрен различный порядок исполнения основного наказания и дополнительного наказания в виде штрафа. Исходя из этого при назначении наказания по совокупности преступлений не допускается сложение сумм штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания за одно из совершенных лицом преступлений, и штрафа в качестве дополнительного вида наказания за другое преступление.

В приговоре должны быть указаны размер денежной суммы, подлежащей взысканию с осужденного, или количество недель, месяцев, лет, или кратность суммы штрафа. При этом размер заработной платы или иного дохода осужденного, а также стоимость предмета взятки или коммерческого подкупа должны быть документально подтверждены.

Необходимо уяснить, что законодатель называет минимальные и максимальные пределы штрафа. При его назначении в каждом конкретном случае должна быть учтена тяжесть содеянного, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, имущественное положение осужденного и его семьи.

Минимальный размер штрафа, назначенный за совершенное преступление, в том числе с применением положений статьи 64 УК РФ, не может быть ниже пяти тысяч рублей, а при его назначении в размере заработной платы или иного дохода осужденного — устанавливаться за период менее двух недель (ч. 2 ст. 46 УК РФ). Минимальный размер штрафа, назначенный несовершеннолетним, не может быть ниже одной тысячи рублей либо размера заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного — за период менее двух недель (ч. 2 ст. 88 УК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 46 УК РФ штраф может быть назначен как в полном размере, так и с рассрочкой его выплаты до пяти лет. При этом решение должно быть мотивировано в приговоре с указанием конкретных сроков выплат частями и суммы (размеры) выплат в пределах установленного судом срока рассрочки (ч. 3 ст. 46, ст. 31 УК РФ). При назначении наказания применение отсрочки штрафа законом не предусматривается.

Применение отсрочки выплаты штрафа, а также его рассрочки в соответствии с ч. 2 ст. 31 УИК РФ и на основании ч. 2 ст. 398 УПК РФ возможно на стадии исполнения приговора.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. По решению суда штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Замена штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, не производится. Дополнительные наказания нельзя заменять основными. Они исполняются самостоятельно. Поэтому с осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (например, имущество осужденного может быть описано и реализовано, а суммы, полученные от его реализации, зачтены в счет уплаты штрафа).

У судей возникают вопросы о возможности назначения штрафа с применением ст. 64 УК РФ. Допускает ли данная норма возможность не только уменьшить размер штрафа, но и уменьшить кратность, предусмотренную соответствующей статьей Особенной части УК РФ, или изменить способ исчисления штрафа?

Положительный ответ на данный вопрос согласуется с принципами назначения наказания, а именно с принципом справедливости, гуманизма, соразмерности наказания и его индивидуализации. Статья 64 УК РФ не содержит запрета на изменение способа исчисления штрафа. Изменение этого способа можно рассматривать как форму назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Такая форма является даже меньшим проявлением судебной дискреции, чем предусмотренные этой же статьей назначение другого вида наказания или отказ от применения дополнительного вида наказания.

Другая проблема назначения штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ в качестве обязательного дополнительного наказания — это возможность или невозможность при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 УК РФ, не только не применить такое наказание, но и назначить его в меньшем, чем предусмотрено соответствующей статьей, размере. Такая возможность согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его определении от 5 февраля 2015 года № 204-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хедояна А.С. на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации». Заявитель ставил вопрос о том, что, устанавливая в качестве дополнительного наказания штраф в фиксированном (кратном) размере, закон не позволяет учесть имущественное положение осужденного и его семьи, возможность (или невозможность) получения ими заработной платы или иного дохода, при том, что штраф является несоразмерным, не может быть заменен иным видом наказания и требует для уплаты неопределенного по длительности периода времени, в течение которого — даже после истечения испытательного срока — лицо будет испытывать правовые последствия судимости. Конституционный Суд Российской Федерации не признал нарушение прав заявителя в его конкретном деле, поскольку суд общей юрисдикции применил к заявителю ст. 64 УК РФ путем снижения суммы штрафа как дополнительного наказания при осуждении по ч. 3 ст. 30 и п. «а» ч. 4 ст. 291 УК РФ. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оспариваемая заявителем ст. 291 УК РФ (в части определения дополнительного наказания в виде штрафа в размере, кратном сумме взятки) подлежит применению во взаимосвязи с положениями Общей части УК РФ, в том числе его ст. 64.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 

Согласно статистическим данным данный вид наказания за первое полугодие 2016 года назначен 89 осужденным.

В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. По своему содержанию и в роли основного и дополнительного видов наказания его суть выражается в ограничении трудовых прав осужденных. Реализация данных ограничений, как следствие, зачастую приводит к уменьшению размеров заработной платы или иного дохода осужденного, а также воздействует на его социальное положение. В этом прежде всего просматривается карательная сторона рассматриваемого вида наказания и еще раз подтверждается известное положение теории уголовного права о том, что лицо, совершившее преступление, должно претерпевать лишения личного или имущественного характера, а возможно, и их сочетание, определяемое в каждом конкретном случае в точном соответствии с законом.

Для назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет значение, применяется ли оно в качестве основного (санкция — от 1 года до 5 лет) или дополнительного (от 6 месяцев до 3 лет). В случаях, специально предусмотренных статьями особенной части, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного на срок до двадцати лет (например, ч. 3 ст. 132 УК РФ). Особенность данного вида наказания заключается в том, что это единственный вид наказания, который можно назначить в качестве дополнительного даже в случае, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ (ч. 3 ст. 47). Суд, принимая такое решение, руководствуется тем, что характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личность виновного делают невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Государственную службу Российской Федерации можно определить как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Виды органов местного самоуправления могут быть разнообразны и устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К профессиональной деятельности относят деятельность, осуществляемую на постоянной основе за определенное вознаграждение или с целью извлечения прибыли.

Иной деятельностью является любая другая деятельность, не относящаяся к источникам существования, а удовлетворяющая иные потребности личности, например охота, рыбалка, вождение автомобиля и т.д. Следует иметь в виду, что одна и та же по характеру деятельность в зависимости от обстоятельств может быть и профессиональной, и иной. Например, охотой можно заниматься как в качестве любителя так и в качестве профессионала.

Рассматриваемый вид наказания составляют два самостоятельных карательных элемента: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении права занимать должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Указанный запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях.

Однако данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда внесены изменения в приговор Ангарского городского суда в отношении Г., осужденного по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ к 1 году 9 месяцам лишения свободы со штрафом в размере 40000 рублей и с лишением в соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ права занимать руководящие должности в государственных учреждениях, муниципальных и коммерческих организациях на срок 2 года. Апелляционный суд, сославшись на неправильное применение ч.ч. 1, 3 ст. 47 УК РФ, указал, что такой запрет не распространяется на коммерческие организации, а также приговор не содержал категорию должностей, на которые распространялся запрет. Были внесены изменения следующего содержания: «назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций сроком на 2 года».

Лишение же права заниматься определенной деятельностью распространяется как на профессиональную (вне зависимости от того, где трудится виновный — в государственном или негосударственном секторе), так и иную деятельность гражданина. Этот вид наказания состоит в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой).

При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре должен быть конкретизирован вид такой деятельности. Если при назначении в качестве дополнительного вида наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судом первой или апелляционной инстанции неточно указаны должности или виды деятельности, то суд вышестоящей инстанции вправе внести в приговор соответствующие уточнения, если это не ухудшает положение осужденного.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда внесены изменения в приговор Баяндаевского районного суда в отношении С., осужденного по ч. 3 ст. 260 УК РФ к 2 годам лишения свободы без штрафа с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком на 1 год. Судебная коллегия конкретизировала вид деятельности, которой осужденному запрещено заниматься, а именно право заниматься деятельностью, связанной с заготовкой и переработкой древесины.

То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание. Предусмотренные ст. 47 УК РФ виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления.

Назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в зависимости от ситуации влечет за собой:

1) Увольнение осужденного с той должности, занимать которую ему запрещено судом.

2) Запрещение занимать такую же должность на государственной службе или в органах местного самоуправления.

3) Запрещение заниматься определенной деятельностью.

Как видно из сказанного, лишение права заниматься определенной деятельностью выражается в запрещении заниматься такой деятельностью, прежде всего профессионально. Однако следует подчеркнуть, что данный запрет распространяется в полном объеме и на деятельность вне рамок профессии. Например, на управление личным транспортом в случаях лишения права управления транспортными средствами. Требования приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Указанные органы не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

В случае назначения рассматриваемого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Если же лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы, оно распространяется на все время указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении, исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

Представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 12, 12.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 года № 25 (ред. от 24 мая 2016 года) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», при постановлении обвинительного приговора по ст. 264 (ч. ч. 2-6) или по ст. 264.1 УК РФ судам необходимо учитывать, что назначение виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является обязательным, в том числе, если к основному наказанию лицо осуждается условно. Неприменение такого дополнительного наказания допускается лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 64 УК РФ. Суд вправе назначить этот вид дополнительного наказания по ч. 1 ст. 264 УК РФ как осужденному к лишению свободы, так и осужденному к ограничению свободы, но со ссылкой на ч. 3 ст. 47 УК РФ. В приговоре надлежит конкретизировать, что осужденный лишается права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами.

При совершении преступления, предусмотренного ч. ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ, то есть в состоянии опьянения, на практике встречаются примеры назначения наказания в виде лишения права управления транспортным средством в порядке ст. 12.8 КоАП РФ за сам факт управления транспортным средством в состоянии опьянения. В таких случаях назначенное административное наказание, отбытое осужденным, подлежит зачету в срок уголовного наказания. Правовым основанием такой позиции является конституционная норма, согласно которой никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации).

Лишение права управлять транспортным средством как вид дополнительного уголовного наказания содержалось в шести санкциях ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» вплоть до 1 июля 2015 года, несмотря на то, что в исчерпывающем перечне видов наказаний  (ст. 44 УК РФ) такой вид наказания отсутствовал.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» данный недостаток был устранен и слова «управлять транспортным средством» заменены словами «занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

В соответствии с п. п. 8, 9 Постановления № 58 запрещение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью должно быть обусловлено обстоятельствами совершенного преступления.

Изучение судебной практики по данной категории уголовных дел показывает, что лица, управлявшие транспортным средством, чаще являлись водителями-любителями, реже управление транспортным средством являлось их профессией, а нередко они и вовсе не имели прав на управление транспортным средством либо были лишены такого права, в том числе за совершение аналогичного преступления. В последнем случае встает вопрос о возможности назначения анализируемого наказания по совокупности приговоров путем их сложения, хотя сроки дополнительных уголовных наказаний не складываются и в любом случае не могут превышать трехлетнего периода, указанного в ст. 47 УК РФ. Суды в таких случаях также лишают субъектов преступления прав управления транспортным средством, хотя такого права у них и не было.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации по этому поводу занимает следующую позицию: «В связи с тем, что статья 264 УК РФ наряду с основным наказанием предусматривает возможность применения к виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, суду следует иметь в виду, что исходя из статьи 47 УК РФ указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу, которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим транспортным средством без соответствующего разрешения».

Приговором Братского городского суда З. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, и ей назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год с назначением дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством на срок 2 года. Апелляционный суд, оставляя жалобу осужденной без удовлетворения, указал, что суд первой инстанции обоснованно назначил осужденной дополнительное наказание, приведя подробное обоснование мотивов принятого решения. Как обоснованно учтено судом, З. до совершения преступления 5 раз привлекалась к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения. После совершения преступления З. 13 раз привлекалась к административной ответственности за аналогичные правонарушения. В приговор были внесены только редакционные изменения следующего содержания: «лишение права заниматься деятельностью по управлению транспортными  средствами на срок 2 года».

Апелляционным постановлением Усть-Илимского городского суда внесены изменения в приговор мирового судьи судебного участка  по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району в отношении Л., осужденного по ст. ст. 264.1, 264.1 УК РФ к наказанию в виде обязательных работ на срок 180 часов за каждое из совершенных преступлений. На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений Л. назначено 280 часов обязательных работ с лишением права заниматься определенной деятельностью, права управления транспортом на срок 2 года. По апелляционному представлению государственного обвинителя резолютивная часть приговора была дополнена указанием о назначении дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью — права управления транспортом на срок 1 год 6 месяцев за каждое из преступлений, вошедших в совокупность.

Если закон, по которому квалифицировано совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания (например, ч. 1 ст. 290 УК РФ), то его неприменение судом допускается лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 64 УК РФ, и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью.

На основании п. 12.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 года № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» при постановлении обвинительного приговора за нарушение лицом правил дорожного движения, повлекшее последствия, указанные в ч. ч. 2, 4 или ч. 6 ст. 264 УК РФ, назначение виновному дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством (ч. 2 ст. 47 УК РФ) является обязательным.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 9 Постановления № 58 рекомендовал судам при назначении дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого эта деятельность связана с его единственной профессией.

Встречаются приговоры (постановления) судов, в которых на осужденных условно с испытательным сроком либо условно-досрочно освобожденных водителей, которым в качестве дополнительного наказания назначено лишение права управлять транспортным средством, одновременно возлагается обязанность трудоустроиться. Осужденные в подобных ситуациях оказываются в затруднительном положении и вынуждены работать не по имеющейся профессии или менять ее.

Вопросы судов:

Есть ли необходимость при назначении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности, конкретизировать экономическую сферу, в которой запрещено занимать такие должности (например: лишение права занимать определенные должности в системе Министерства природных ресурсов и экологии РФ (или иной сфере)), связанные с осуществлением функций представителя власти и организационно- распорядительных функций?

 

Такой необходимости нет. Согласно правовым позициям, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации в п. 9 постановления Пленума № 58, лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности, отвечающие определенным признакам. Такие должности могут быть в различных органах государственной службы или органах местного самоуправления. К тому же, эти учреждения могут переименовываться.

В случае совершения несовершеннолетним преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, по санкции которого  обязательно назначение дополнительного наказания, какие должности он может быть лишен права занимать или какими видами деятельности заниматься?

В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 88 УК РФ несовершеннолетним может быть назначено только лишение права заниматься определенной деятельностью. Данной нормой закона не предусмотрена возможность назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности. Несовершеннолетним осужденным, в зависимости от обстоятельств совершенного преступления, может быть назначено данное наказание в виде лишения права заниматься той деятельностью, которая способствовала совершению преступления.

Возможно ли, назначая наказание, не назначать дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью? Либо должен действовать принцип неотвратимости наказания?

В случае, если санкция содержит императивную норму о назначении дополнительного наказания, то суд при наличии исключительной совокупности смягчающих наказание обстоятельств со ссылкой на положения ст. 64 УК РФ вправе не назначать это дополнительное наказание.

Ограничение свободы

Данный вид наказания регламентирован статьей 53 УК РФ. Согласно статистическим данным, за первое полугодие 2016 года данный вид наказания в качестве дополнительного назначен 62 осужденным.

Его содержание состоит в установлении судом осужденному ряда правоограничений, например, таких как не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и т.п. без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Таким специализированным органом является уголовно-исполнительная инспекция.

При назначении наказания суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Данная обязанность возлагается на осужденного в обязательном порядке, а на усмотрение суда в данном отношении остается только установление числа явок. Дни явок осужденного устанавливаются уголовно-исполнительной инспекцией.

К числу обязательных ограничений законом отнесены и ограничения на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы соответствующего муниципального образования.

За исключением обязательных ограничений, все остальные устанавливаются по усмотрению суда с учетом их воздействия на исправление конкретного осужденного. Это может быть вся совокупность ограничений или ее отдельная часть.

Не возложение на осужденного ограничений расценивается как не назначение дополнительного наказания.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда внесен ряд изменений в приговор Жигаловского районного суда в отношении Б., осужденного по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ к лишению свободы сроком на 12 лет с ограничением свободы на 1 год. Суд первой инстанции не возложил на осужденного ограничение на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования, которое отнесено законом к числу обязательных. Данное обстоятельство апелляционный суд расценил как неназначение дополнительного наказания. В связи с чем из приговора было исключено указание на назначение Б. дополнительного наказания.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда внесены изменения в приговор Нижнеудинского городского суда в отношении Н., осужденного по ч. 5 ст. 33, п. п. «а», «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, по совокупности преступлений по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ с приговором Тулунского городского суда, которым он был осужден на 2 года 8 месяцев лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 год 4 месяца. Суд ошибочно возложил на осужденного ограничение в виде запрета на выезд за пределы Усольского муниципального образования, тогда как на осужденного наложено ограничение в виде запрета на выезд за пределы г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района.

Ограничение свободы может назначаться и в качестве основного и в качестве дополнительного наказания. Как основное наказание ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести. За тяжкие и особо тяжкие преступления ограничение свободы в качестве основного наказания назначаться не может. Это обусловлено сравнительной мягкостью рассматриваемого вида наказания. В качестве дополнительного вида наказания ограничение свободы назначается на срок от шести месяцев до двух лет и только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. По действующему Уголовному кодексу Российской Федерации ограничение свободы назначается в качестве дополнительного наказания лишь к принудительным работам или к лишению свободы.

Если санкция нормы закона Особенной части УК РФ, по которой осуждается  подсудимый, содержит альтернативное указание о назначении дополнительного наказания либо без такового, то в приговоре суд обязан мотивировать свой вывод о назначении этого наказания. Отсутствие мотивировки влечет исключение из приговора назначение дополнительного наказания.

Апелляционным постановлением Иркутского областного суда внесены изменения в приговор Качугского районного суда в отношении Ш., осужденного по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 158 УК РФ, ч. ч. 2, 5 ст. 69 УК РФ к лишению свободы сроком на 2 года 6 месяцев с ограничением свободы сроком на 6 месяцев. Из-за отсутствия мотивировки дополнительное наказание было исключено из приговора.

Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы, срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения.

В период отбывания наказания поведение осужденного оценивается уголовно-исполнительной инспекцией и в случае необходимости корректируется путем применения средств исправления, применения мер поощрения и взыскания. При этом оценивается также действенность правоограничений, которые были наложены на осужденного судом. Поэтому при нарушении осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление. Суд же, в свою очередь, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. В частности, вопросы исполнения ограничения свободы регламентированы нормами гл. 8 УИК РФ.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 314 УК РФ).

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается:

а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;

б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении него технических средств надзора и контроля;

в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;

г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ.

Частью 6 ст. 53 УК РФ установлены ограничения в назначении рассматриваемого вида наказания. В соответствии с законом ограничение свободы не может быть назначено военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Несовершеннолетним ограничение свободы назначается только в качестве основного наказания, а взрослым осужденным оно может быть назначено в качестве дополнительного только к принудительным работам или лишению свободы.

Назначение наказания по совокупности преступлений и приговоров

Срок или размер дополнительного наказания, назначенного по совокупности преступлений или по совокупности приговоров, не может превышать максимальный срок или размер, предусмотренный соответствующей статьей Общей части УК РФ.

Дополнительное наказание, как и основное, должно быть назначено сначала за отдельное преступление, а затем и по совокупности преступлений, приговоров.

Встречаются единичные ошибки при назначении окончательного наказания.

Проверяя законность и обоснованность приговора Шелеховского городского суда в отношении К. и других, апелляционный суд в своем определении отметил, что суд первой инстанции, назначив К. за каждое из совершенных преступлений основное наказание в виде лишения свободы и дополнительное наказание в виде штрафа, при назначении наказания по совокупности приговоров в соответствии со ст.70 УК РФ упустил дополнительное наказание в виде штрафа. Поскольку не было апелляционного повода на основание, ухудшающее положение осужденного, то приговор был оставлен без изменения.

При назначении различных видов дополнительного наказания (например, за одно из преступлений осужденному назначено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью – права управлять транспортными средствами, а за другое преступление — штраф) они все должны быть указаны в резолютивной части приговора и при назначении окончательного наказания.

Назначение наказания по совокупности приговоров возможно лишь в том случае, когда наказание по предыдущему приговору не отбыто как в части основного, так и в части дополнительного наказания, а также при совершении нового преступления в период испытательного срока при отмене условного осуждения (ч. 5 ст. 74 УК РФ), оставшегося неотбытого срока наказания при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания по предыдущему приговору (ст. 79 УК РФ), при отсрочке отбывания наказания (ч. 5 ст. 82 УК РФ) и т.д.

При решении вопроса о назначении наказания по совокупности приговоров следует выяснить, какая часть основного или дополнительного наказания реально не отбыта лицом по предыдущему приговору, и указать об этом во вводной части приговора.

Относительно присоединения дополнительных видов наказания при совокупности приговоров следует руководствоваться правилами, предусмотренными ч. 4 ст. 69 УК РФ.

Вместе с тем следует иметь в виду, что если после отбытия основного наказания, но до полного отбытия дополнительного наказания, лицо вновь совершает преступление, то наказание по второму приговору назначается по совокупности приговоров и от первого приговора присоединяется полностью или частично неотбытая часть дополнительного наказания.

Следует еще раз обратить внимание на особенность назначения дополнительных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, а также в виде ограничения свободы по совокупности преступлений и приговоров. Согласно правовым позициям, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации в п. 11 Постановления № 58, при назначении наказания по совокупности преступлений и (или) приговоров допускается одновременное назначение лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, если эти наказания назначены за разные преступления или по разным приговорам. Не исключается право суда назначать лишение права занимать несколько определенных должностей и заниматься несколькими видами определенной деятельности, если эти запреты касаются разных должностей или сфер деятельности. В упомянутом постановлении Пленума Верховный Суд Российской Федерации упростил правила назначения наказания в виде ограничения свободы. В соответствии с п. 22 Постановления № 58 при назначении ограничения свободы в качестве основного или дополнительного наказания за каждое или некоторые из преступлений, образующих совокупность, срок ограничения свободы необходимо указывать за каждое из преступлений, а соответствующие ограничения и обязанность – после назначения окончательного наказания.

Изучение судебных решений показало, что суды, как правило, правильно назначают дополнительное наказание по совокупности преступлений и приговоров. Ошибки носят технический характер либо свидетельствуют о простой невнимательности.

Постановлением кассационной инстанции Иркутского областного суда внесены изменения в приговор Ленинского районного суда г. Иркутска в отношении А., осужденного по ч. 2 ст. 158 УК РФ (4 преступления), ч. 2 ст. 69 УК РФ к 3 годам лишения свободы. На основании ч. 7 ст. 79 УК РФ отменено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания по приговору Ленинского районного суда г. Иркутска. В соответствии со ст. 70 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 3 месяца с присоединением  дополнительного наказания в виде ограничения свободы. Суд первой инстанции проявил невнимательность. Постановлением Свердловского районного суда г. Иркутска А. освобожден условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы на неотбытый срок 9 месяцев 25 дней. При этом от отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы А. был освобожден полностью. Данное постановление вступило в силу, и было исполнено. Из приговора  исключено указание на назначение дополнительного наказания.

Соотношение сроков дополнительных видов наказаний и сроков погашения судимости

Анализ назначенных судами сроков указанных наказаний, а также законодательных изменений и возникающих на практике сложностей применения соответствующих норм уголовного закона требует решения вопроса о соотношении и корреляции сроков дополнительных видов наказаний со сроками погашения судимости. Последние, согласно ст. 86 УК РФ, зависят от вида назначенной судом меры государственного принуждения (условное осуждение, лишение свободы или наказание, более мягкое, чем лишение свободы) и категории совершенного преступления.

Так, на основании ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается по истечении испытательного срока условного осуждения; по истечении одного года после отбытия (исполнения) наказаний более мягких, чем лишение свободы; трех лет после отбытия лишения свободы за преступления небольшой или средней тяжести; восьми лет после отбытия лишения свободы за тяжкие преступления; по истечении десяти лет после отбытия наказания за особо тяжкие преступления. Сроки погашения судимости в отношении лиц, совершивших преступление до достижения восемнадцати лет, значительно сокращены и составляют шесть месяцев после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы; один год после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести; три года после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 95 УК РФ).

При этом согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, однако это правило в судебной практике не всегда соблюдается. Указанные последствия состоят не только в ограничении прав и свобод лица, но и учитываются при назначении наказания и выборе вида исправительного учреждения, препятствуют освобождению лица от уголовной ответственности и наказания, включены в квалифицирующие признаки преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 131 УК РФ, ч. 5 ст. 132 УК РФ, ч. 6 ст. 134 УК РФ и ч. 5 ст. 135 УК РФ.

Вопросу погашения судимости посвящено постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 марта 1970 года № 4 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 года № 7) «Об исчислении срока погашения судимости». Многочисленные изменения в уголовный закон  нивелировали значимость данного постановления. Вместе с тем оно содержит основные ориентиры в данном вопросе. Так, согласно п. 3 постановления, лицу, освобожденному условно-досрочно от наказания, срок погашения судимости исчисляется с момента фактического освобождения от отбывания наказания (основного и дополнительного).

Согласно правовым позициям, сформулированным Верховным Судом в указанном постановлении, в случае, если по приговору суда было назначено основное и дополнительное наказания, то срок погашения судимости начинает течь с момента отбытия как основного, так и дополнительного наказания.

Толкование ст. 86 УК РФ позволяет утверждать, что сроки погашения судимости зависят от вида лишь основного наказания, в связи с чем на практике возникают следующие неурегулированные законом ситуации.

  1. Основное наказание отбыто, срок погашения судимости, предусмотренныйч. 3 ст. 86УК РФ, истек, а дополнительное наказание продолжает отбываться или исполняться.
  2. Испытательный срок условного осуждения истек, а дополнительное наказание еще отбыто (исполнено) не полностью.
  3. Осужденный освобожден условно-досрочно либо наказание заменено на более мягкий вид, при этом от дополнительного наказания он не освобожден (освобожден частично) и его срок превышает срок погашения судимости, исчисляемый с момента освобождения.
  4. Осужденному предоставлена отсрочка отбывания наказания в порядкест. ст. 82или 82.1 УК РФ (отсрочка дополнительного наказания законом не предусмотрена), и срок дополнительного наказания превышает срок погашения судимости.

В случае если судимость осужденного снята досрочно или погашена по истечении предусмотренных в ст. 86 УК РФ сроков, а дополнительное наказание при этом продолжает отбываться (исполняться), возникает главный вопрос: учитывать ли судимость лица при совершении нового преступления (рецидив, вид исправительного учреждения, квалифицирующие признаки), при решении вопроса о возможном освобождении его от уголовной ответственности или от наказания по ст. ст. 75-76.1, 80.1, 82.1, 84 УК РФ, распространяются ли на такое лицо ограничения, предусмотренные другими отраслями права (гражданского, трудового, избирательного). Действующий уголовный закон не содержит ответа на указанные вопросы. Не восполнен пробел законодательного урегулирования и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно изменениям, внесенным в ч. 2 ст. 47 УК РФ, в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ (преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности, а также квалифицированный сбыт наркотических средств), лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания. За квалифицированное использование рабского труда (ч. 2 ст. 127.2 УК РФ) предусмотрен пятнадцатилетний предел данного наказания.

Назначение данного наказания в качестве дополнительного к лишению свободы на столь продолжительные сроки приводит к тому, что  срок указанного дополнительного наказания, исчисляемый со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК РФ) истечет позже  срока погашения судимости.

Причем разница в сроках, указанных в ст. 86 УК РФ даже за особо тяжкое преступление (восемь лет), и максимальным сроком данного дополнительного наказания (двадцать лет) довольно существенная.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено в качестве дополнительного наказания более чем в 130 санкциях различных составов преступлений, оно может быть назначено на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ в качестве дополнительного вида наказания и в тех случаях, когда это не предусмотрено санкцией соответствующих статей Особенной части УК РФ либо указано в санкциях в качестве одного из основных видов наказаний. Срок такого наказания будет составлять от шести месяцев до трех лет.

И даже в этом случае срок погашения судимости также истечет до окончания срока дополнительного наказания, если основное наказание не будет связано с лишением свободы, а срок дополнительного превысит один год. В случае же осуждения лица к наказанию в виде лишения свободы данной проблемы не возникнет, так как максимальный срок данного дополнительного наказания (три года) равен или меньше сроков погашения судимости за преступление любой категории.

Законодатель не учитывает возможности назначения виновным дополнительного наказания в виде штрафа с рассрочкой уплаты до пяти лет (ч. 2 ст. 31 УИК РФ) или отсрочкой (рассрочкой) до пяти лет (ч. 3 ст. 46 УК РФ, ч. 2 ст. 390 УПК РФ). Особую актуальность данная проблема приобрела после внесения в ч. 2 ст. 46 УК РФ изменений, предусматривающих наказание в виде штрафа до пятисот миллионов рублей.

Верховный Суд Российской Федерации обратил внимание на данную проблему и в постановлении Пленума от 3 декабря 2013 года № 33 разъяснил: «В случае, если осужденный к штрафу не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд на основании части второй статьи 398 УПК РФ может предоставить рассрочку уплаты штрафа определенными частями на срок до 5 лет или отсрочку уплаты на тот же срок на стадии исполнения приговора». Относительно же возможного погашения судимости до полной выплаты штрафа Верховный Суд разъяснений не дал. Действующее постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 58 данного разъяснения не содержит.

Зачастую суды назначают лишение свободы условно с испытательным сроком. В соответствии с ч. 4 ст. 73 УК РФ при условном осуждении могут быть назначены дополнительные виды наказаний, которые приводятся в исполнение реально. В таком случае судимость погашается автоматически по истечении испытательного срока, и если такой срок короче срока рассрочки штрафа или другого вида дополнительного наказания, то обсуждаемая проблема опять-таки налицо.

Следует предусмотреть в ст. 86 УК РФ возможность самостоятельного течения сроков судимости по основному и дополнительному видам наказания и считать судимость погашенной по истечении того срока, который является более продолжительным. Причем сложение сроков погашения судимости либо их последовательное исчисление недопустимо, так как это не согласуется с принципами справедливости и гуманизма. Однако если срок погашения судимости после отбытия основного наказания в ст. 86 УК РФ определен, то нужно определить срок погашения судимости после отбытия дополнительного наказания либо, что более правильно, считать судимость погашенной сразу по истечении срока дополнительного наказания или с момента выплаты всей суммы штрафа.

Полагаем, что срок погашения судимости должен течь параллельно: по основному наказанию с момента его полного отбытия, и по дополнительному наказанию – с момента его полного отбытия, и должен погашаться по наиболее длительному сроку. Осужденный при этом будет считаться не имеющим судимости, когда истечет наиболее продолжительный срок — испытательный срок или один год (у несовершеннолетних — шесть месяцев) после отбытия или исполнения дополнительного наказания. При этом судимость за дополнительное наказание может погаситься во время, после или одновременно с истечением испытательного срока.

В судебной практике возникали вопросы исчисления срока погашения судимости, когда основное наказание отбыто, а дополнительное наказание в виде штрафа нет. При этом прошло продолжительное время.

Вопрос суда:

Значит ли, что судимость не погасится до полного исполнения наказания в виде штрафа?

В таком случае, при исчислении сроков погашения судимости следует исходить из срока давности исполнения обвинительного приговора в соответствии со ст. 83 УК РФ и срока погашения судимости согласно п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Подобный подход сможет разрешить и более сложные ситуации, когда при назначении наказания по совокупности приговоров с отменой условного осуждения (условно-досрочного освобождения) сроки дополнительного наказания по первому приговору будут превышать сроки судимости по вновь назначенному наказанию либо сроки вновь назначенного иного вида дополнительного наказания.

Пленуму Верховного Суда Российской Федерации стоило бы предложить судам при определении срока дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы либо определении срока рассрочки штрафа соотносить их с предполагаемыми сроками погашения судимости исходя из назначенного основного наказания (или условного осуждения), а также категории преступления и не допускать описанных выше ситуаций.

Вместе с тем и данное решение, увы, вряд ли можно признать идеальным, поскольку суд не может прогнозировать варианты условно-досрочного освобождения, замены наказания более мягким видом или отсрочки отбывания наказания, при которых сроки погашения судимости рассчитываются иначе — с момента освобождения от отбывания наказания (ч. 4 ст. 86 УК РФ). Кроме того, сокращение в пределах срока погашения судимости срока рассрочки уплаты штрафа приведет к существенному ущемлению интересов осужденного.

Судебная коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
x
Полезная информация
Сторонние сайты