г. Самара, пр-т Карла Маркса, д. 192, офис 614
Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 11А, офис 29
Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

Справка о результатах обобщения практики рассмотрения районными (городскими) судами Самарской области дел о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Справка о результатах обобщения практики рассмотрения районными (городскими) судами Самарской области дел о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

По заданию Верховного Суда Российской Федерации Самарским областным судом проведено обобщение судебной практики по делам о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее – ЦВСНП, центр), рассмотренных судами Самарской области за период с 15.09.2015 года по 1.11.2017 года.

На обобщение представлен 381 материал.

Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области -57

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области – 54

Промышленный районный суд г. Самары -41

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области -29

Кировский районный суд г. Самары -27

Советский районный суд г. Самары -20

Новокуйбышевский городской суд Самарской области -14

Красноармейский районный суд Самарской области – 14

Волжский районный суд Самарской области -12

Красноглинский районный суд г. Самары -11

Железнодорожный районный суд г. Самары – 11

Ленинский районный суд г. Самары- 11

Октябрьский районный суд г. Самары -9

Куйбышевский районный суд г. Самары – 9

Ставропольский районный суд Самарской области-8

Сызранский городской суд Самарской области -7

Самарский районный суд г. Самары – 5

Чапаевский городской суд Самарской области- 5

Безенчукский районный суд Самарской области -5

Похвистневский районный суд Самарской области -4

Октябрьский городской суд Самарской области – 4

Отрадненский районный суд Самарской области- 4

Клявлинский районный суд Самарской области – 3

Жигулёвский городской суд Самарской области – 3

Кинель-Черкасский районный суд Самарской области -3

Шигонский районный суд Самарской области -2

Кошкинский районный суд Самарской области –2

Сергиевский районный суд Самарской области — 2

Приволжский районный суд Самарской области – 2

Красноярский районный суд Самарской области -1

Нефтегорский районный суд Самарской области-1

Большеглушицкий районный суд Самарской области 1

Обжаловано в Самарский областной суд 33 судебных постановления. Из них: 25 оставлено без изменения, 8 судебных постановлений отменено с направлением на новое рассмотрение.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка детства.

В соответствии со ст. 23 Международного пакта «О гражданских и политических правах» семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Согласно ч. 1 ст. 3 Конвенции о защите прав ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) во всех действиях в отношении детей независимо от того, кем они предпринимаются, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка, а согласно ч. 1 ст. 9 данной Конвенции государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статьей 5 Минимальных стандартных правил Организации объединенных наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил), принятых 29 ноября 1985 года Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, определены цели правосудия в отношении несовершеннолетних, в соответствии с которыми система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

Основным материальным законом, регулирующим правоотношения в сфере профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон N 120-ФЗ, Закон).

В силу п. 1 ст. 1 Закона профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Важность темы данного обобщения предопределена задачами, установленными в ст. 2 Федерального закона N 120-ФЗ, предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям (п.1).

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (п.2).

Прежде, чем перейти к вопросам о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел необходимо сказать, что ст. 15 Закона предусмотрены основания и порядок помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода. Помещение осуществляется на основании постановления судьи (п.5 ст.28 Закона). В случае, если при подготовке материалов о помещении несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа сам несовершеннолетний и (или) его родители или иные законные представители не дали согласия на медицинское освидетельствование, такое освидетельствование осуществляется на основании постановления судьи (п.3.2 ст. 26 Закона).

При этом в силу п. 6 ст. 26 Закона до рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на основании постановления судьи в случаях:

1) необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

2) необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния;

3) отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;

4) злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования. Под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или медицинскую организацию, осуществляющую медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания.

Согласно подпунктов 3-6 пункта 2 ст. 22 Закона в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если  они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

При этом в силу пункта 4 ст. 22 Федеральный закон N 120-ФЗ несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3 — 6 пункта 2 настоящей статьи, могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, нормы международного права предусматривают в качестве гарантий прав несовершеннолетних расширение предмета доказывания, связанных с учетом социальных, возрастных и физиологических особенностей данной категории лиц (установление условий жизни и воспитания, особенностей его личности, влияние на него старших по возрасту и т.д.), что является дополнительной гарантией обеспечения их прав и законных интересов.

Главой III.1 Федерального закона N 120-ФЗ так же предусмотрен порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

Так, согласно пункта 1 ст. 31.1 Закона постановление о помещении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3 — 6 пункта 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и материалы в отношении несовершеннолетних, подтверждающие обоснованность помещения несовершеннолетних в указанные центры (далее — материалы), направляются в суд начальником органа внутренних дел или его заместителем по месту задержания несовершеннолетних не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, указанного в пункте 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.

Таким образом, на основании постановления руководителя органов внутренних дел указанные несовершеннолетние могут быть помещены в названные центры на срок до 48 часов и не позднее, чем за 24 часа до истечения срока материалы должны быть направлены в суд.

Изучение представленных на обобщение дел показало, что сроки, установленные п.1 ст. 31.1 Закона в основном соблюдаются.

Между тем, зачастую в материалах отсутствуют постановления руководителя органов внутренних дел о помещении несовершеннолетних в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на срок до 48 часов. Из чего можно сделать вывод о том, что несовершеннолетние правонарушители не помещались в центры до рассмотрения данного вопроса судом.

Требования, предъявляемые к представляемым суду материалам, предусмотрены пунктом 2 статьи 31.1 Закона.

Так, материалы должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.

Между тем, Федеральный закон N 120-ФЗ не определяет порядок оставления без движения, возвращения и отказа в принятии соответствующих заявлений органов внутренних дел.

Несмотря на это, в случаях, когда представленные в суд материалы не соответствовали приведённым выше требованиям закона суды возвращали материалы органам внутренних дел для надлежащего оформления.

Так, постановлением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 17.05.2016 года возвращены в ОП № 2 У МВД России по г. Тольятти материалы о помещении Л***а Б.В., 5.11.2002 года рождения в центр (ЦВСНП ГУ МВД России по Самарской области). Суд указал, что не представлены: справки и заключения субъектов профилактики, в частности из Департамента по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии г.о. Тольятти. Отсутствуют документы, имеющие существенное значение для решения вопроса о возможности помещения Л***а Б.В. в центр. Нет справки ПДН ОВД о проведённой с несовершеннолетним профилактической работе, отсутствуют медицинские справки из наркологического и психоневрологического диспансеров, а также медицинское заключение об отсутствии у Л***а Б.В. заболеваний, препятствующих нахождению несовершеннолетнего в центре, отсутствует характеристика с места жительства (в материалах имеется только характеристика с места обучения).

15.06.2016 года доработанные материалы вновь представлены суду и 24.06.2017 года судом вынесено постановление, которым Л***в Б.В. помещён в ЦВСНП ГУ МВД России по Самарской области сроком до 30 дней.

Статья 31.2 Федерального закона N 120-ФЗ предполагает проведение по делу судебного заседания. К сожалению, порядок его проведения, участие в нём секретаря, ведение протокола судебного заседания и многие процессуальные вопросы данным Законом не урегулированы.

Вместе с тем, законом перечислены требования к судебному постановлению, которое выносится по результатам рассмотрения материалов и порядок его оглашения и вручения. Законом гарантировано участие в деле адвоката, законного представителя.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 ст. 31.2 Закона в рассмотрении материалов участвуют несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат, прокурор, представители центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел и (или) представители подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. В рассмотрении материалов также могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Изучение представленных на изучение материалов показало, что названные требования закона о составе лиц, участвующих в деле судами соблюдается. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, как правило, принимали участие в судебном разбирательстве. Зачастую судом к рассмотрению материалов привлекались педагоги образовательных учреждений, где проходили обучение несовершеннолетние правонарушители.

Не во всех материалах имеется определение судьи о принятии дела к производству. При этом необходимо отметить, что законом данный вопрос не урегулирован. В тех случаях, когда в материалах имеется определение судьи о принятии материала к производству, как правило, в нём судьи определяли круг лиц, подлежащих вызову в суд. Однако вопрос о способах обеспечения участия несовершеннолетнего правонарушителя в судебном заседании представленные на изучение материалы не отражают.

Изучение представленных материалов относительно участия в судебном заседании родителей и иных законных представителей несовершеннолетних показало, что в основном они принимали участие в судебных заседаниях.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях не всегда возможно обеспечить участие родителей и иных законных представителей несовершеннолетних в рассмотрении материалов, особенно в таких случаях, когда личность несовершеннолетних не установлена, они не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Закона.

В качестве примера можно привести следующий случай.

Исполняющий обязанности начальника ОМВД России по Волжскому району Самарской области обратился в Волжский районный суд Самарской области с ходатайством о помещении несовершеннолетней И***й Ю.А., 4.03.1999 года рождения в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД по Самарской области на срок до 30 суток, указав, что И***а Ю.А. 10.09.2016 г. в 00 часов 55 минут, находясь на территории СДК «адрес», распивала алкогольную продукцию – пиво «Жигулевское», чем нарушила п.2 ст.16 ФЗ № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», и совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.20 КоАП РФ.

Поскольку несовершеннолетняя И***а Ю.А. зарегистрирована и проживает по адресу: «адрес», мероприятия, направленные на возможность передачи несовершеннолетней И***й Ю.А. ее матери М***й Е.Н. результатов не дали, вследствие удаленности места проживания ОДН ОМВД России по Самарской области 10.09.2016 г. вынесено постановление о помещении несовершеннолетней И***й Ю.А. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД по Самарской области сроком на 48 часов.

Постановлением судьи Волжского районного суда Самарской области от 10.09.2016 г. удовлетворено ходатайство и.о. начальника ОМВД России по Волжскому району о помещении несовершеннолетней в ЦВСНП сроком до 30 суток. Судья указал, что, совершила административное правонарушение, влекущее административную ответственность, в месте совершения правонарушения не проживает, вследствие удаленности места ее проживания не может быть передана родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного законом.

Постановлением и.о. председателя Самарского областного суда Ш***а С.И. постановление Волжского районного суда Самарской области от 10.09.2016 года о помещении И***й Ю.А. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД по Самарской области отменено, материал в отношении несовершеннолетней И***й Ю.А. направлен на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе в связи с тем, что отсутствие факта проживания несовершеннолетней И***й Ю.А. в месте совершения административного правонарушения, регистрации по адресу «адрес», где проживает с матерью М***й Е.Н., которая возможности приехать за дочерью не имеет из-за удаленности от места проживания, являются недостаточными для помещения несовершеннолетней в ЦВСНП, поскольку необходимой информации, содержащей данные о совершении иных противоправных действий, неудовлетворительном поведении и отрицательных наклонностях несовершеннолетней И***й Ю.А., как основания для помещения в ЦВСНП, органами внутренних дел не представлено.

Вопрос о принятии мер по препровождению несовершеннолетней И***й Ю.А. к месту ее проживания в «адрес» органами внутренних дел не рассматривался, также не был предметом исследования и в ходе судебного разбирательства.

При повторном рассмотрении материала 21.10.2016 года судьёй Волжского районного суда Самарской области вынесено аналогичное постановление об удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетней И***й Ю.А. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД по Самарской области на срок до 30 суток. При этом принято во внимание, что её мать злоупотребляет алкоголем, состоит на профилактическом учёте. Сотрудникам полиции не представилось возможным передать несовершеннолетнюю её матери из-за не  явки в суд последней и не установлением места её нахождения. Кроме того, судом принято во внимание, что несовершеннолетняя провела в центре 30 суток и ранее состоявшееся постановление оказалось фактически исполненным.

Освещая названную тему, хотелось ты затронуть так же вопрос о возможности проведения закрытого судебного заседания.

Изучение показало, что в большинстве случаев вопрос о необходимости проведения закрытого судебного заседания не обсуждался. Но даже в тех немногих случаях, где в определениях о принятии к производству материалов определялось провести закрытое судебное заседание, такие выводы не мотивировались, не смотря на то, что в большинстве из них помещение в центр обосновывалось необходимостью проведения медицинского обследования, в случае когда не давалось согласие несовершеннолетнего и его законных представителей, необходимое для такого обследования и возможности в последующем рассмотрения вопроса о помещение несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, обсуждались вопросы, связанные с физиологическим и психическим здоровьем несовершеннолетних.

В качестве примера можно привести следующее.

Начальник ОП №24 У МВД России по г. Тольятти обратился в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с представлением о помещении несовершеннолетнего М***в А.И., 04.03.1999 г.р. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД по Самарской области на срок до 30 суток для прохождения медицинской комиссии с последующим определением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образования до достижения им совершеннолетия. Начальник отдела полиции указал, что М***в А.И., являясь учащимся МБУ школы №*** им. В***а, состоит на профилактическом учете в ПДН ОУУП и ПДН ОП №24 У МВД России по г. Тольятти за совершение антиобщественных деяний, неоднократные самовольные уходы из дома.

По фактам неоднократного нахождения М***а А.И. в ночное время суток без сопровождения законного представителя, распития спиртосодержащих продуктов в общественных местах, самовольного ухода из дома, уклонения от обучения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Центрального района г.о. Тольятти с 2012 г. до августа 2015 г. выносились постановления с принятием соответствующих мер общественного воздействия (проведение бесед профилактического характера, объявление выговоров, рекомендаций по поводу консультации у врача-нарколога и психиатра, наложение на законного представителя штрафов). Мать несовершеннолетнего М***а А.И. – М***а О.В. неоднократно привлеклась к административной ответственности по ст.2.25.2 ЗСО.

28.02.2013 г. М***в А.И. совершил мелкое хулиганство в ТЦ «М*****р». В возбуждении уголовного дела по данному факту 07.03.2013 г. отказано в связи с тем, что в действиях М***а А.И. содержится состав административного правонарушения, однако несовершеннолетний не достиг возраста, с которого наступает административная ответственность.

Начиная с 21.05.2013 г. в отношении несовершеннолетнего М***а А.И. ОД ОП №24 У МВД России по г. Тольятти были возбуждены уголовные дела по п. «в» ч.2 ст.158, пп. «а,в» ч.2 ст.158 (7 эпизодов), п. «а» ч.2 ст.158 (4 эпизода), п. «б» ч.2 ст.158, ч.1 ст.158 УК РФ, которые соединены в одно производство. В связи с тем, что несовершеннолетний М***в А.И. подозревался в совершении преступлений, за которые предусматривается наказание на срок, не превышающий пяти лет лишения свободы а ранее не отбывал наказание в воспитательной колонии, 28.12.2013 г. уголовное дело в отношении него прекращено по п.3 ч.1 ст.27 УПК РФ, вследствие акта амнистии (пп.2 п.6 Постановления Государственной Думы от 18.12.2013 г. №3500-6ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции РФ»).

30.04.202013 г. несовершеннолетний М***в А.И. совершил совместно с несовершеннолетними хищение товара в магазине «Е*****й» на сумму 797 рублей 90 копеек. В возбуждении уголовного дела по данному факту 09.05.2014 г. отказано в связи с тем, что в действиях М***а А.И. содержится состав административного правонарушения, однако на момент его совершения подросток не достиг возраста привлечения к административной ответственности.

10.06.2014 г. несовершеннолетний М***в А.И. совершил хищение товара в магазине «М*****т» на сумму 1075 рублей. В возбуждении уголовного дела по данному факту 19.06.2014 г. отказано в связи с тем, что в действиях М***а А.И. содержится состав административного правонарушения, однако на момент его совершения подросток не достиг возраста привлечения к административной ответственности.

16.06.2014 г. М***в А.И. совершил совместно с несовершеннолетними хищение товара в магазине «М***ь» на сумму 712 рублей 44 копейки. В возбуждении уголовного дела по данному факту 23.06.2014 г. отказано в связи с тем, что в действиях М***а А.И. содержится состав административного правонарушения, однако на момент его совершения подросток не достиг возраста привлечения к административной ответственности, законный представитель привлечена в административной ответственности по ст.5.35.1 КоАП РФ.

07.07.2014 г. М***в А.И. совместно с несовершеннолетними у «адрес» совершили мелкое хулиганство. В возбуждении уголовного дела по данному факту 14.07.2014 г. отказано в связи с тем, что в действиях М***а А.И. содержатся признаки состава административного правонарушения, однако несовершеннолетний не достиг возраста, с которого наступает административная ответственность.

29.10.2014 г. постановлением Автозаводского районного суда г. Тольятти в отношении несовершеннолетнего М***а А.И. по фактам совершения: 22.05.2014 г. неправомерного завладения, без цели хищения мопедом, принадлежащего Л***у Р.В., стоимостью 25 000 рублей; 12.07.2014 г. тайного хищения кроссовок на сумму 1 418 рублей 16 копеек из отдела «А*****с» ТЦ «Р*****ь»; 14.08.2014 г. тайного хищения велосипеда «ВМХ», стоимостью 3500 рублей, принадлежащего У***й Т.М., уголовное дело в отношении М***а А.И. прекращено с освобождением от уголовной ответственности, к М***у А.И. применены меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст.90 УК РФ, ограничен временной досуг в течении одного года.

26.08.2014 г. несовершеннолетний М***в А.И. совершил хищение товара в магазине «М*****т» на сумму 443 рубля 55 копеек, однако в возбуждении уголовного дела по данному факту 04.09.2014 г. отказано в связи с тем, что в действиях М***а А.И. содержится состав административного правонарушения, а на момент его совершения подросток не достиг возраста привлечения к административной ответственности.

21.01.2015 г. в 23 часа 10 минут несовершеннолетний М***в А.И. задержан сотрудниками полиции у дома «адрес», то есть нарушил временное ограничение, возложенное на него по постановлению суда.

14.02.2015 г. отказано в возбуждении уголовного дела по факту кражи товара из аптеки №*** по адресу: «адрес», в связи с отсутствием состава преступления.

Несовершеннолетний М***в А.И. 23.05.2015 г., 09.07.2015 г. за распитие алкогольной продукции привлечен к административной ответственности по ст.20.20.1 КоАП РФ, 27.06.2015 г., 03.07.2015 г., 07.07.2015 г. привлечен к административной ответственности по ст.7.27 КоАП РФ.

04.06.2015 г. в отношении М***а А.И. возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.158 УК РФ за совершение 22.05.2015 г. в магазине «П***н», расположенного по адресу: «адрес», хищения 5 коробок конфет «Мерси», на общую сумму 1300 рублей 40 копеек.

03.07.2015 г. в отношении М***а А.И. возбуждено уголовное дело по факту хищения 29.04.2015 г. из аптеки №***, по адресу: «адрес» товара, на сумму 2 641 рублей 50 копеек.

09.10.2015 г. в отношении несовершеннолетнего М***а А.И. мировым судьей судебного участка №117 Центрального судебного района г. Тольятти прекращено уголовное дело по ч.1 ст.158 УК РФ (по факту хищения 22.05.2015 г. из магазина «П*****н»), в связи с примирением сторон.

Из представления начальника ОП №24 У МВД России по г. Тольятти и пояснений педагога следует, что М***в А.И. часто не ночует дома, поддерживает дружеские связи с лицами антиобщественной направленности, уклоняется от прохождения медицинской комиссии для помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образования до достижения им совершеннолетия, по месту учебы в МБУ СОШ №16 характеризуется посредственно, неоднократно оставался на повторный год обучения (четвертый год учится в 7 классе), однако имеет способности к учебе, полностью вышел из-под контроля матери, которая совсем не интересуется обучением сына в школе, М***в А.И. легко идет на контакт, к учителям и ребятам относится уважительно, переведен на вечернее обучение в МБУ школы №*** им. В***а.

Постановлением от 15.09.09.2015 года судья принял данный материал к производству. Судебное заседание назначено на 22.09.2015года. Постановление не содержит указание на поведение закрытого судебного заседания. Из протокола судебного заседания так же следует, что проводилось открытое судебное заседание.

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Тольятти от 13.10.2015 г. удовлетворено представление начальника отдела полиции. Удовлетворяя представление судья указал, что М***в А.И. проживает постоянно с матерью – М***й О.В., воспитывается в неполной семье, контроль со стороны матери за поведением несовершеннолетнего М***а А.И. утрачен, мать не является для него авторитетом, положительного влияния на поведение подростка не оказывает. М***в А.И., являясь учащимся МБУ школы №*** им. В*****а, уклоняется от обучения, в ночное время не находится дома, состоит на профилактическом наблюдении у врача-нарколога, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых. М***в А.И. неоднократно рассматривался на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Центрального района г.о. Тольятти, подтвердил совершение общественно-опасных деяний, причину совершения этих деяний объяснить не смог. Проводимая с М***м А.И. индивидуально-профилактическая работа положительных результатов не дает, подросток на путь исправления не встает. При этом несовершеннолетний М***в А.И. совершил общественно-опасные деяния, имеющие признаки уголовного преступления и административных правонарушений, освобождался от ответственности за совершенные им деяния, вышел из-под контроля взрослых, предпринятые меры профилактического воздействия не достигли своей цели, суд пришел к правильному выводу о необходимости помещения М***а А.И. в ЦВСНП с целью оказания мер воздействия воспитательного характера и предупреждения совершения повторных общественно-опасных деяний, а также прохождения медицинской комиссии, с последующим определением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образования до достижения им совершеннолетия.

С учетом совершенных противоправных действий, поведения и отрицательных наклонностей М***а А.И., обращение начальника ОП №24 У МВД России по г. Тольятти в суд с представлением о помещении его в ЦВСНП является правомерным. Применение иных мер воспитательного воздействия к М***у А.И. органами системы профилактики является недостаточным и нецелесообразным.

Постановлением председателя Самарского областного суда Д***й Л.П. от 16.11.2015 года постановление Центрального районного суда г. Тольятти от 13.10.2015 г. оставлено без изменения.

Изучение представленных на обобщение материалов показало, что помещение несовершеннолетних в центр по основанию необходимости проведения медицинского обследования для последующего решения вопроса о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления составило около 20 процентов.

Затрагивая тему оснований помещения несовершеннолетних правонарушителей в центр, хотелось бы отметить, что наиболее распространённым основанием для помещения данных лиц в центр являлось совершение общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния.

Так, начальник отдела полиции № 22 Управления МВД России по г. Тольятти обратился в Автозаводский районный суда г. Тольятти Самарской области с представлением о помещении несовершеннолетнего Б***а С.Д., 27.07.2002 года рождения в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при ГУ МВД России по Самарской области сроком до 30 суток.

Удовлетворяя представление начальник отдела полиции, в постановлении от 29.03.2017 г. судья Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области взял за основу постановления об отказе в возбуждении уголовных дел в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность:

от 08.10.2015 г. по ст. 119 УК РФ за демонстрацию 28.09.2015 г. однокласснику К***у М.Н., 23.04.2004 года рождения, с которым у несовершеннолетнего Б***а С.Д. сложились конфликтные отношения, складного ножа с обещанием выколоть глаза, если К***в М.Н. будет продолжать обзывать его;

от 20.02.2017 г. по ст.159 УК РФ за завладение 11.02.2017 г. путем обмана сотовым телефоном, принадлежащим Ж***у К.В., а также принял во внимание, что согласно справки комиссии по делам несовершеннолетних от 28.02.2017 г. несовершеннолетний Б***в С.Д. 12 раз (с 03.05.2012 г. по 24.01.2017 г.) рассматривался на комиссии за уход из дома, мелкое хищение, уклонение от обучения, нахождение в ночное время без сопровождения взрослых, учел, что Б***в С.Д. плохо учится, мать воздействия на сына не оказывает, семья несовершеннолетнего Б***а С.Д. с 2013г. состоит на сопровождении ГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Центрального округа» Отделения по Автозаводскому району, и пришел к выводу, что принимаемые ранее к несовершеннолетнему Б***у С.Д. меры воспитательного воздействия должного результата не дали, Б***в С.Д. выбыл из-под контроля матери, нуждается во временной изоляции из привычной среды общения.

Постановлением председателя Самарского областного суда Д***й Л.П. от 7.04.2017 года постановление Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 29.03.2017 г. отменено, материал направлен на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе, поскольку представленные материалы дела не содержат достаточных данных, подтверждающих обоснованность помещения несовершеннолетнего Б***а С.Д. в ЦВСНП.

Только полное исследование всех обстоятельств совершенного несовершеннолетним деяния, всесторонний учет особенностей его личности, психологических особенностей и уровня социализации, их надлежащая оценка могут обеспечить принятие справедливого решения о помещении либо не помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП.

В данном конкретном случае представленные материалы дела не характеризуют Б***а С.Д. как личность, не имеющую надлежащих условий для проживания и обучения, не поддающуюся воспитательному воздействию со стороны матери, склонную к общественно опасному поведению и требующую в целях профилактики изоляции от общества.

Из характеризующих данных, следует, что несовершеннолетний Б***в С.Д. обучается в 6 классе МБУ «Школа № ***», был оставлен на повторный курс обучения в 5 классе в связи с не сдачей экзаменов по основным предметам, не ориентирован на познавательную деятельность, по предметам успевает слабо, не всегда подготовлен к урокам, отсутствуют (утеряны) учебники за 6 класс, активен в общении со сверстниками, с которыми взаимоотношения хорошие, к учителям относится уважительно, не грубит, имеет многочисленные пропуски уроков без уважительной причины, неоднократно проводились беседы как с несовершеннолетним, так и с материю, сделаны неоднократные обращения в КДН, с несовершеннолетним работает классный руководитель, социальный педагог, родительский комитет, школьный психолог, несовершеннолетний воспитывается в неполной семье.

Из психологической характеристики следует, что несовершеннолетний Б***в С.Д. имеет низкий уровень учебной мотивации, идет на контакт со взрослыми, проявляет вежливость, доброжелательность, несмотря на разницу в возрасте и мировоззрении одноклассники его принимают, конфликты между ними не возникают.

Учитывая психологические характеристики несовершеннолетнего, свидетельствующие о возможности его перевоспитания посредством воздействия, пояснения инспектора ПДН ОУУП и ПДН ОП № 22 УМВД России по г. Тольятти, данные в судебном заседании, состоявшемся 29.03.2017 г., согласно которым мать несовершеннолетнего Б***а С.Д. характеризуется положительно, работает, спиртными напитками не злоупотребляет, а также заявленную в судебном заседании мотивацию несовершеннолетнего Б***а С.Д. по посещению школы, принимая во внимание, совершение несовершеннолетним общественно опасных деяний, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением Б***м С.Д. возраста, с которого наступает уголовная ответственность, через значительный промежуток времени (28.09.2015 г. и 11.02.2017 г.) суду в целях создания наиболее благоприятных условий для реабилитации Б***а С.Д. при рассмотрении представления начальника отдела полиции № 22 Управления МВД России по г. Тольятти следовало исследовать вопрос о возможности оставления несовершеннолетнего Б***а С.Д. в семье и необходимости усиления в отношении него скорректированных мер профилактического и воспитательного воздействия с целью социальной адаптации, что судом не сделано.

При новом рассмотрении 18.04.2017 года суд отказал в удовлетворении представления о помещении Б***а С.Д. в центр.

Изучение представленных на обобщение материалов показало, что несовершеннолетние правонарушители помещались ЦВСНП так же и по иным основаниям.

Так, начальник ОУУП и ПДН ОП №24 У МВД России по г. Тольятти обратился в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с представлением о помещении несовершеннолетнего М***а Р.Ш., 22.07.2002 г.р. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД по Самарской области на срок до 30 суток. Начальник отдела полиции указал, что в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Самарской области, подвергнутых административному выдворению, депортации или реадмиссии за пределы РФ, на основании постановления Центрального районного суда г. Тольятти от 23.03.2016г. содержится гражданка республики Таджикистан М***а М.Х., 30.04.1974 г.р., имеющая двоих несовершеннолетних детей: М***у М.Ш., 15.03.1999 г.р. и М***а Р.Ш., 22.07.2002 г.р., — которые в настоящее время остались одни, проживают по адресу: «адрес» без законных представителей. Отец М*** Ш. проживает в республике Таджикистан, и связь с женой и детьми не поддерживает.

Поскольку несовершеннолетний М***в Р.Ш. с нарушением режима пребывания в РФ, проживает у знакомой матери – гражданки С***й У.Э., которая не имеет доверенности от М***й М.Х. на совершение необходимых правовых действий в отношении несовершеннолетнего и обеспечения надлежащего ухода, в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего М***а Р.Ш., предупреждения совершения правонарушений, а также вследствие удаленности места проживания родителя и невозможности передачи законному представителю, инспектором ОУУП и ПДН ОП №24 У МВД России по г. Тольятти 06.04.2016 г. вынесено постановление о помещении несовершеннолетнего М***а Р.Ш. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД по Самарской области сроком на 48 часов.

Судья Центрального районного суда г. Тольятти 08.04.2016 г., удовлетворяя представление начальника ОУУП и ПДН ОП №24 У МВД России по г. Тольятти о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП сроком до 30 суток, указал, что М***в Р.Ш., 22.07.2002 г.р., нарушил режим пребывания на территории РФ, остался без присмотра родителей, иных законных представителей на территории России, поэтому в целях защиты жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений подлежит помещению в ЦВСНП.

Постановлением председателя Самарского областного суда Д***й Л.П. от 18.05.2016 года постановление Центрального районного суда г. Тольятти от 08.04.2016 г. отменено, материал направлен на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.

Отменяя постановление суда первой инстанции, председатель Самарского областного суда указала, что несовершеннолетний М***в Р.Ш. не имеет постоянного места жительства и регистрацию на территории РФ, является гражданином республики Таджикистан, ранее проживал с матерью – М***й М.Х и сестрой- М***й М.Ш., 15.03.1999 г.р. по адресу: «адрес», остался без присмотра, так как мать М***а М.Х. в настоящее время содержится в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Самарской области.

Согласно п.14 Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы или ее территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ, депортации или реадмиссии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. №1306 совместно в отдельном помещении специального учреждения могут содержаться родители и несовершеннолетние дети иностранного гражданина.

Однако вопрос о совместном содержании несовершеннолетнего М***а Р.Ш. с матерью в отдельном помещении специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Самарской области, с целью соблюдения интересов несовершеннолетнего и последующего выдворения всей семьи за пределы РФ, не был предметом исследования в ходе судебного разбирательства.

При указанных обстоятельствах вывод суда о помещении несовершеннолетнего М***а Р.Ш. в ЦВСНП ГУ МВД по Самарской области не основан на всестороннем, объективном и полном исследовании всех юридически значимых обстоятельств.

При повторном рассмотрении представления о помещении несовершеннолетнего М***а Р.Ш. в ЦВСНП ГУ МВД по Самарской области 9.06.2016 судьёй вынесено постановление, которым прекращено производство в связи с отказом начальника отдела полиции по тому основанию, что несовершеннолетний передан матери и убыл в Республику Таджикистан.

В связи с этим хотелось обозначить ещё один немаловажный вопрос о возможности прекращения производства по материалу о помещении несовершеннолетнего в центр.

Пункт 3 статьи 31.2 Закона говорит, что по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, судья выносит постановление: 1) о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

Напрямую возможность прекращения производства по материалу Законом в данном случае не предусмотрена.

Между тем, подпункт 3 пункта 5 ст. 28 Закона, регулирующий порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, предусматривает возможность прекращения производства по материалам. При этом, вопрос о возможности прекращения производства по материалам о помещении несовершеннолетнего в центр является бесспорно важным, поскольку остался не урегулированным вопрос о возможности отказа от представления или прекращения производства по иным основаниям, в частности, в связи со смертью и др.

Обобщение выявило и её один вопрос, связанный с возможностью совместного рассмотрения вопроса о помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП при рассмотрении материала о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

В большинстве случаев вопрос о помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП до определения их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа разрешался одновременно с рассмотрением материала о помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Помещение в несовершеннолетних ЦВСНП осуществлено тем же постановление, что и о помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Однако в ряде случаев материал о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП и материал о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа рассматривались раздельно. При этом помещение несовершеннолетних в ЦВСНП мотивировалось рассмотрением материала о помещении этих несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

В случае совместного рассмотрения названных вопросов возникает противоречие в сроках рассмотрения материалов. В силу п.2 ст. 31.2 Закона материалы в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3 — 6 пункта 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, рассматриваются по месту их задержания единолично судьей в течение суток с момента представления указанных материалов органом внутренних дел, но не позднее истечения срока нахождения, указанного в пункте 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.

То, есть материалы о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП рассматриваются по общему правилу в течение суток, когда материалы о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд (п.1 ст. 28).

Изучение представленных материалов показало, что даже когда вопрос о помещении несовершеннолетних в центр рассматривался совместно с вопросом о помещении их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, они рассматриваются судьей в течение 10 суток.

Что касается сроков рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центр, когда такие материалы направляются отдельно от материалов о помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, то, как правило, установленный п.2 ст. 31.2 Закона срок судами соблюдается. Однако встречаются случаи и нарушения данного срока.

Так, как указано выше, постановлением от 15.09.09.2015 года судья Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области принял к производству представление начальника отдела полиции о помещении несовершеннолетнего М***а А.И. Судебное заседание назначено на 22.09.2015 года.

Отсутствие возможности рассмотрения материала в течение суток зачастую обусловлено рядом объективных причин, связанных с невозможностью обеспечить явку всех лиц, в том числе несовершеннолетнего правонарушителя и его родителей. Вопрос об обеспечении участия в судебном заседании несовершеннолетнего правонарушителя несколько упрощается лишь в случае, если он помещен в центр на срок до 48 часов на основании решения соответствующего должностного лица.

Что касаемо результатов рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних правонарушителей в центр, то хотелось бы отметить, что в большинстве случаев судами выносились судебные акты в форме постановлений. Большинство из них об удовлетворении представлений начальников отделов полиции о помещении несовершеннолетних в центр. Преимущественно в постановлениях суды ссылались лишь на нормы Федеральный закона N 120-ФЗ, регулирующего порядок рассмотрения названных материалов. Незначительная часть судебных постановлений имеет ссылку на нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, из чего можно сделать вывод, что материалы рассмотрены по правилам, установленным УПК РФ. В порядке, установленном нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Кодекса административного судопроизводства РФ, материалы не рассматривались.

При этом преимущественно в постановлениях указывалось о помещении несовершеннолетних в центр на срок до 30 суток, не указывая конкретную продолжительность содержания в ЦВСНП. В отдельных случаях срок определялся более конкретно- 10 суток, но без мотивации определения именно такой продолжительности срока. В случаях, когда несовершеннолетние помещались в ЦВСНП на основания решения соответствующего должного лица на срок до 48 часов, данный срок учитывался судами в постановлениях о помещении несовершеннолетних правонарушителей в центр.

Случаев продления срока пребывания несовершеннолетних в центре не установлено. При этом необходимо отметить, что значительная часть представленных материалов содержит информацию о многократном помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, что в свою очередь свидетельствует о неэффективности воспитательной работы, проводимой соответствующими должностными лицами.

Изучение представленных материалов показало, что, несмотря на наличии судебной практики Европейского суда по правам человека, в частности постановления Большой Палаты по жалобе № 47152/06 «Блохин против России», суды Самарской области при рассмотрении названной категории материалов в своих судебных постановлениях не ссылались на судебную практику Европейского суда по правам человека.

Рассматривая вопрос о рассмотрении жалоб на судебные постановления, вынесенные по представлениям о помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП, необходимо указать, что согласно ч.4 ст.30 ФЗ от 24.06.1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» по результатам рассмотрения жалобы или протеста прокурора на постановление судьи председатель вышестоящего суда принимает одно из следующих решений: оставляет постановление судьи без изменения, а жалобу или протест прокурора без удовлетворения либо отменяет постановление судьи и направляет материалы на несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в суд для нового рассмотрения.

Таким образом, председатель вышестоящего суда не наделён правом вынести судебное постановление об отмене постановления суда первой инстанции и принять новое постановление, разрешив вопрос по существу. При этом законом не урегулирован вопрос об основаниях отмены судебного постановления суда первой инстанции. Изучение представленных материалов показало, что, как правило, судебные постановления отменялись в связи с оставлением без внимания значимых по делу обстоятельств, что повлекло принятие неправильного судебного постановления.

Анализ приведённой выше статьи закона позволяет сделать вывод, что жалоба на постановление суда первой инстанции рассматривается председателем вышестоящего суда единолично без судебного заседания.

Представляется необходимым усовершенствование процедуры рассмотрения названных материалов как судом первой инстанции, так и порядка их обжалования и рассмотрения жалоб путём внесения изменений в ФЗ от 24.06.1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». При этом важность вопросов темы настоящего обобщения показывает потребность в принятии процессуального закона, регулирующего порядок рассмотрения материалов. Наиболее целесообразным видится включение соответствующей главы в Кодекс административного судопроизводства РФ, поскольку данный процессуальный закон регулирует порядок рассмотрения дел, связанных с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.2 ст.1).

Судья Самарского областного суда Сказочкин В.Н.

Дата актуальности материала: 22.07.2018

Оставить комментарий

Добавить комментарий
Ваш email не будет опубликован.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
Наверх
x
Полезная информация
Сторонние сайты
Адвокатского бюро «Антонов и партнеры»
пр-т. Карла-Маркса, дом 192, оф. 614 Самара Россия 443080
Phone: +7 (846) 212-99-71 Email: antonov.partner@gmail.com URL: