г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.614
г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д.11а, оф.29
г. Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО

ОРГАНИЗАЦИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и по всей России

Нотариальные палаты: организация и полномочия

Как мы помним, еще начиная с Древнего Рима табеллионы объединялись в профессиональные корпорации и государство устанавливало правовую обязанность каждого табеллиона состоять в этой корпорации. То же самое было в России с сословием площадных подьячих. Наличие организованных нотариальных корпораций позволяет достичь больших результатов в следующих направлениях:

— решать сложные и комплексные задачи, затрагивающие интересы каждого нотариуса;

— принимать внутренние нормативные акты (правила, процедуры, нормы профессиональной этики);

— взаимодействовать с органами государственной власти в вопросах регулирования нотариальной деятельности;

— отстаивать права и интересы нотариусов в органах законодательной, исполнительной и судебной власти;

— представлять российский нотариат на международном уровне и др.

В современной России роль самоорганизующихся нотариальных корпораций выполняют нотариальные палаты. Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации.

Помимо нотариусов членами нотариальной палаты могут быть также лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами. Однако только нотариусы могут быть избранными в органы нотариальной палаты.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации устава общественных объединений. Нотариальная палата организует свою работу на принципах самоуправления: все руководящие органы подотчетны и подконтрольны собранию.

В соответствии со ст. 25 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата субъекта РФ обладает следующими полномочиями:

— представляет и изучает интересы нотариусов;

— оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;

— организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса;

— организует повышение профессиональной квалификации;

— возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;

— организует страхование нотариальной деятельности.

Значительно шире полномочия Федеральной нотариальной палаты, так как ее деятельность распространяется на нотариат в Российской Федерации в целом. Согласно ст. 30 Основ законодательства РФ о нотариате Федеральная нотариальная палата:

— осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;

— представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях;

— обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;

— участвует в проведении экспертиз проектов законов РФ по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

— обеспечивает превышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;

— организует страхование нотариальной деятельности;

— представляет интересы нотариальных палат в международных организациях;

— обеспечивает создание и функционирование единой информационной системы нотариата;

— размещает в информационно-телекоммуникационных сетях для свободного доступа неограниченного круга лиц сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата;

— обеспечивает электронное взаимодействие нотариусов и государственных и муниципальных информационных систем с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие таких информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

— обеспечивает возможность проверки нотариусами квалифицированных электронных подписей лиц, с которыми нотариусы осуществляют электронное взаимодействие;

— осуществляет формирование компенсационного фонда и управление им;

— осуществляет компенсационные выплаты из компенсационного фонда.

В соответствии со ст. 26 Основ законодательства РФ о нотариате в рамках нотариальной палаты (как Федеральной нотариальной палаты, так и нотариальных палат субъектов Российской Федерации) формируются следующие органы:

а) общее собрание членов нотариальной палаты;

б) президент нотариальной палаты;

в) правление нотариальной палаты;

г) ревизионная комиссия нотариальной палаты;

д) иные органы, создание которых предусмотрено уставом нотариальной палаты.

Президент, правление и ревизионная комиссия нотариальной палаты избираются общим собранием членов нотариальной палаты. Выборы президента и правления осуществляются тайным голосованием.

Международная организация нотариальной деятельности

Исторически сложилось так, что организация и структура нотариата в различных государствах напрямую зависит от их правовой системы или правовой семьи. Так, в англосаксонской правовой системе традиционно институт нотариата не получил такого развития и распространения, как в странах континентальной правовой системы. Традиционно сильную роль в странах англосаксонской правовой системы играют адвокаты, а нотариусам отведена несущественная роль, которая преимущественно сводится к удостоверению подписей и копий документов.

По англо-американской системе публичный нотариус вовсе не обязан быть юристом по образованию, в частности в США достаточно, чтобы это был почетный гражданин, назначенный губернатором.

Латинский нотариат заверяет документы, автором которых он является. Нотариус по англо-американской системе не является автором документа, он получает документ, уже подготовленный заинтересованными сторонами или юристами. Он лишь заверяет документы и подтверждает их аутентичность.

Согласно латинской системе составленные нотариусом документы обладают полной законной силой (т.е. не нуждаются в дополнительном подтверждении, как того требует англо-американская система), доказательностью, которую невозможно оспорить. Это означает, что для того, чтобы доказать незаконность нотариального акта, недостаточно представления противоположных доказательств, необходимо доказать в суде, что нотариус совершил фальсификацию, т.е. сознательно исказил факты, происходившие или изложенные в его присутствии.

По всем показателям латинская система нотариата является более совершенной; в полной или частичной мере она распространена в большинстве стран мира.

Одновременно в странах континентальной правовой системы еще в XIX в. возникла и получила международное распространение система латинского нотариата. Во Франции в 1803 г. был принят Закон о принципах организации нотариата, который закрепил основные принципы, касающиеся правового статуса нотариуса, которые работают во многих государствах мира даже в настоящее время:

— нотариус — публичное должностное лицо, получающее полномочия от государства, реализующее их от его имени и под его контролем;

— нотариус — лицо свободной юридической профессии; самостоятельно организует свою работу; несет имущественную ответственность за причиненные убытки;

— основная функция нотариуса — придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы, защита публичного интереса;

— нотариус за совершение нотариальных актов получает нотариальный тариф, размер и порядок уплаты которого устанавливаются государством;

— нотариусы объединяются в коллективные органы: нотариальные палаты, выполняющие административные и контрольные функции.

В целях представительства нотариата в международных организациях, сотрудничества с национальными, в том числе нотариальными, организациями, изучения и усовершенствования прав в области нотариальной деятельности, распространения принципов латинского нотариата, а также организации международных конгрессов в 1948 г. была создана международная неправительственная организация — Международный союз латинского нотариата, объединяющая нотариаты латинского типа, существующие в различных государствах. В 2005 году она была переименована в Международный союз нотариата (далее — МСН). Федеральная нотариальная палата Российской Федерации вступила в МСН в 1995 г. Штаб-квартира МСН располагается в Буэнос-Айресе.

В рамках МСН были утверждены основные принципы системы латинского нотариата:

1) нотариус действует от имени государства, но подчиняется только закону;

2) функция нотариата — государственное служение, которое нотариус осуществляет независимым образом, не входя в иерархию государственных служащих;

3) нотариус обеспечивает беспристрастную квалифицированную юридическую помощь; законность, равную справедливость и публичную достоверность частных актов;

4) акты нотариуса имеют особую доказательственную, а зачастую и исполнительную силу;

5) деятельность нотариуса находится в сфере бесспорной юрисдикции, способствуя предупреждению споров;

6) как советник нотариус выявляет подлинную волю сторон и облекает ее в эталонно-квалифицированный юридический акт;

7) нотариус обязан быть членом централизованной организации — нотариальной палаты; численность должностей нотариусов квотируется;

8) нотариус несет имущественную ответственность за профессиональные ошибки;

9) нотариус обязан застраховать профессиональные риски;

10) нотариус связан не только законом, но и нормами профессиональной этики.

Также в рамках МСН были выработаны заповеди латинского нотариуса, представляющие собой морально-этические требования к нотариусу:

— уважай свое министерство;

— воздержись, даже если малейшее сомнение делает неясными твои действия;

— воздавай должное правде;

— действуй осмотрительно;

— изучай с пристрастием;

— советуйся с честью;

— руководствуйся справедливостью;

— ограничивайся законом;

— работай с достоинством;

— помни, что твоя миссия состоит в том, чтобы не было споров между людьми.

По своей структуре МСН состоит:

а) из Ассамблеи нотариатов — членов МСН;

б) Постоянного совета (во главе с Президентом МСН);

в) Административного секретариата;

г) континентальных комиссий (по американским делам, по африканским делам, по европейским делам и Средиземноморью, по делам Европейского союза);

д) профильных комиссий (по правам человека, по нотариальной этике, по публичным отношениям, по информатике и новым технологиям; по международному сотрудничеству).

Контроль за деятельностью нотариусов

Одним из главных принципов деятельности нотариата является его независимость. Ни президент нотариальной палаты, ни руководитель органа юстиции или иного органа государственной власти, ни прокурор не вправе обязать нотариуса выполнить какое-либо нотариальное действие. Право обязать нотариуса совершить нотариальное действие, в отношении которого он вынес постановление об отказе, а также указать, каким образом надо выполнить нотариальное действие, по поводу которого подано заявление, предоставлено только суду.

Одновременно для поддержания высокого уровня профессионализма среди нотариусов, предотвращения совершения ими правонарушений или исправления совершенных ими ошибок необходима четко выстроенная система контроля.

Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают четыре основных вида контроля за деятельностью нотариусов:

Судебный контроль

В соответствии с гражданским процессуальным законодательством судебный контроль за совершением нотариусами нотариальных действий осуществляется при рассмотрении исков в порядке искового производства и при рассмотрении заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении в порядке особого производства.

Гражданин или юридическое лицо, обращающиеся к нотариусу, вправе подать в суд соответствующее заявление, если нотариальное действие по форме или содержанию не устраивает обратившихся. Также вправе подать в суд заявление и лицо, которому нотариус отказал в совершении нотариального действия. Так, в порядке особого производства рассматривается отказ нотариуса удостоверить какую-либо сделку, выдать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов или свидетельство о праве на наследство, совершить исполнительную надпись на документе, включенном в Перечень, принять в депозит денежную сумму или ценные бумаги, принять на хранение документы и т.д.

Указанное выше заявление должно содержать в себе:

— сведения о заявителе и других заинтересованных лицах;

— наименование суда, в который подается заявление;

— фамилию, имя, отчество нотариуса или должностного лица, совершившего нотариальное действие или отказавшего в его совершении;

— местонахождение нотариуса;

— нотариальное действие, по поводу которого подается заявление;

— в чем заключается нарушение прав или законных интересов заявителя;

— требования заявителя;

— перечень прилагаемых к заявлению документов.

К заявлению, подаваемому в суд, должны быть приложены нотариальный документ и другие необходимые по требованиям гражданского процессуального законодательства документы (копия заявления, квитанция об оплате государственной пошлины и т.д.). При несогласии с отказом необходимо представить в суд постановление об отказе в совершении нотариального действия, а также документы, которые, по мнению заявителя, должны быть нотариально удостоверены или засвидетельствованы.

Согласно ч. 2 ст. 310 ГПК РФ заявление подается в суд в 10-дневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия. Но если этот срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен судом по просьбе лица, подающего заявление.

Именно судебный контроль за деятельностью нотариусов в наибольшей степени гарантирует защиту интересов граждан и юридических лиц при обращении их за совершением необходимых для них нотариальных действий.

Контроль нотариальных палат

В соответствии со ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате за исполнением всеми нотариусами Российской Федерации своих профессиональных обязанностей должен осуществляться контроль. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты. Причем контрольные функции должна выполнять каждая нотариальная палата субъекта РФ независимо от количества ее членов.

В качестве формы контроля Основами законодательства РФ о нотариате предусмотрена проверка организации работы нотариуса, которая проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через 1 год после наделения его полномочиями нотариуса. В законе указана обязанность нотариуса представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Повседневный контроль заключается в рассмотрении нотариальной палатой обращений граждан и юридических лиц по вопросам деятельности конкретных нотариусов, представлений уполномоченных органов, поступивших в палату или переданных из отдела юстиции. В связи с поступающими заявлениями, жалобами, представлениями нотариальная палата по правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате, может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) сведения, касающиеся его профессиональной деятельности, а в необходимых случаях — личные объяснения. Для проведения проверок организации работы нотариуса создаются специальные комиссии. В одних нотариальных палатах эти комиссии создаются из числа нотариусов — членов нотариальной палаты для проведения какой-либо одной проверки. В других нотариальных палатах образованы постоянные «комиссии профессиональной чести нотариусов».

В связи с тем что законом предусмотрена возможность в исключительных случаях совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, появилась необходимость в обеспечении контроля за их деятельностью. Этот вопрос регламентируется ст. 33.1 Основ законодательства РФ о нотариате. Согласно ч. 1 данной статьи территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) лиц, указанных в ч. 4 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате, проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

Предметом проверки являются:

1) соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;

2) организация работы по совершению нотариальных действий;

3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;

4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства РФ при совершении нотариальных действий.

По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе:

1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства РФ;

2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;

3) направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.

Контроль налоговых органов

Поскольку нотариус является помимо прочего субъектом налогового права, налоговым органам в соответствии с ч. 1 ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства. В порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ, они контролируют деятельность нотариусов в трех направлениях:

1) правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу) за все совершаемые нотариальные действия;

2) выполнение нотариусами возложенной на них законом обязанности своевременно сообщать в налоговые органы о стоимости имущества, полученного в дар или по наследству гражданами, доходы которых подлежат налогообложению;

3) своевременность подачи нотариусами, занимающимися частной практикой, деклараций о доходах, а также достоверность указанных в них данных.

Для того чтобы налоговые органы имели возможность контролировать правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу), нотариусы в соответствии с ч. 3 ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Контроль органов юстиции

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате территориальный орган юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой осуществляет контроль за исполнением нотариусом правил делопроизводства.

Р.И. Вегасов, описывая практику осуществления подобного контроля, указывает на то, что такая проверка ведения дел нотариусом, занимающимся частной практикой, обычно осуществляется специально созданной комиссией, в состав которой входят работники органа юстиции и аппарата нотариальной палаты. По возможности в состав комиссии могут включаться и нотариусы, как работающие в государственных нотариальных конторах, так и занимающиеся частной практикой. Такие проверки проводятся один раз за несколько лет работы нотариуса. Поэтому проверки предполагают и ознакомление с нотариальными актами, реестрами, другими книгами, находящимися в архивах нотариусов. Проверка архива нотариуса обязательна при осуществлении контроля за соблюдением правил нотариального делопроизводства. Ведь ведение архива нотариусами по правилам делопроизводства — такая же их профессиональная обязанность, как и совершение нотариальных действий. При проверке архива должно контролироваться наличие в нем всех архивных материалов. В случаях отсутствия каких-либо документов проверяется наличие соответствующих запросов на эти документы, а также записей об отправлении их в книге учета. По результатам проверки составляются акты, в которых отражаются обнаруженные ошибки, упущения и даже небрежности (например, в записях в реестре) .

Финансовые основы нотариата

В сфере финансов существует четкое разграничение между нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах и занимающимися частной практикой. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, получают заработную плату, как и любые другие государственные служащие, а государственная пошлина за совершение нотариальных действий полностью идет в доход государства.

Нотариус, занимающийся частной практикой, за совершение нотариальных действий, для которых в соответствии с законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом РФ. Из этих средств нотариус выплачивает налоги, другие обязательные платежи. Часть полученных денежных средств он расходует на организацию нотариальной деятельности. Оставшиеся денежные средства поступают в собственность нотариуса. Денежные средства, находящиеся на депозитном счете, открытом нотариусом, занимающимся частной практикой, в его собственность никогда не поступают.

Также нотариус в соответствии с действующим законодательством обязан делать отчисления:

— страховых сумм по договору страхования своей деятельности (ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате);

— членских взносов в нотариальную палату (ст. 27 Основ законодательства РФ о нотариате);

— платежей в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и в фонды обязательного медицинского страхования;

— налога на доход.

Помимо членских взносов нотариусы также обязаны вносить в нотариальные палаты и другие платежи, необходимые для выполнения их функций, в случае принятия соответствующего решения общим собранием членов нотариальной палаты. Эти платежи, как правило, имеют целевое назначение, например приобретение помещения для нотариальной палаты или его капитальный ремонт и др.

В статье 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате определен размер нотариального тарифа за совершение нотариальных действий, для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма:

1) за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества:

— супругу, родителям, детям, внукам — 3000 руб. + 0,2% оценки недвижимого имущества (суммы сделки), но не более 50000 руб.;

— другим лицам в зависимости от суммы сделки:

— до 1000000 руб. включительно — 3000 руб. + 0,4% суммы сделки,

— свыше 1000000 руб. до 10000000 руб. включительно — 7000 руб. + 0,2% суммы сделки, превышающей 1000000 руб.,

— свыше 10000000 руб. — 25000 руб. + 0,1% суммы сделки, превышающей 10000 000 руб., а в случае отчуждения жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами, — не более 100000 руб.;

2) за удостоверение договоров дарения, за исключением договоров дарения недвижимого имущества:

— детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам — 0,3% суммы договора, но не менее 200 руб.;

— другим лицам — 1% суммы договора, но не менее 300 руб.;

3) за удостоверение договоров финансовой аренды (лизинга) воздушных, речных и морских судов — 0,5% суммы договора;

4) за удостоверение прочих сделок, предмет которых подлежит оценке, в зависимости от суммы сделки:

— до 1000000 руб. включительно — 2000 руб. + 0,3% суммы сделки;

— свыше 1000000 руб. до 10000000 руб. включительно — 5000 руб. + 0,2% суммы договора, превышающей 1000000 руб.;

— свыше 10000000 руб. — 23000 руб. + 0,1% суммы договора, превышающей 10000000 руб., но не более 500000 руб.;

5) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке, — 500 руб.;

6) за удостоверение доверенностей, нотариальная форма которых не обязательна в соответствии с законодательством РФ, — 200 руб.;

7) за принятие в депозит нотариуса денежных сумм или ценных бумаг, за исключением случая, указанного в п. 8.1, — 0,5% принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 1000 руб.;

8) за принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке — 1500 руб.;

9) за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов — 10 руб. за страницу копии документов или выписки из них;

10) за свидетельствование подлинности подписи:

— на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц) — 100 руб.,

— на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридического лица (с каждого лица, на каждом документе) — 200 руб.;

11) за выдачу свидетельства о праве собственности на долю в находящемся в общей собственности супругов имуществе, нажитом во время брака, в том числе за выдачу свидетельства о праве собственности в случае смерти одного из супругов, — 200 руб.;

12) за хранение документов — 20 руб. за каждый день хранения;

12.1) за регистрацию уведомления о залоге движимого имущества — 600 руб.;

12.2) за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества — 40 руб. за каждую страницу выписки в пределах первой — десятой страниц включительно, 20 руб. за каждую страницу выписки начиная с одиннадцатой страницы;

12.3) за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу — 50 руб. за каждую страницу документа на бумажном носителе;

12.4) за удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе — 50 руб. за каждую страницу документа на бумажном носителе;

12.5) за представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним — 1000 руб.;

12.6) за обеспечение доказательств — 3000 руб.;

12.7) за удостоверение решения органа управления юридического лица — 3000 руб. за каждый час присутствия нотариуса на заседании соответствующего органа;

13) за совершение прочих нотариальных действий — 100 руб.

За нотариальные действия, совершаемые вне помещения нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в 1,5 раза.

При удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.

Денежные средства и ценные бумаги, внесенные в депозит нотариуса, занимающегося частной практикой, не являются доходом нотариуса и не поступают в его собственность. Обращение взыскания на них по долгам нотариуса не допускается.

Также в законодательстве предусмотрены формы финансовой поддержки нотариусов со стороны нотариальной палаты. Во-первых, в ст. 11.2 предусмотрена поддержка нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях. Очевидно, что, работая в таких местностях, нотариус часто может работать себе в убыток, так как сумма тарифа не всегда окупает его расходы. Именно этим обосновывалось существование в современной России государственного нотариата. В нотариальных округах, расположенных в малонаселенных и труднодоступных местностях, экономическое развитие которых не позволяет нотариусу осуществлять нотариальную деятельность самостоятельно и независимо, материальная поддержка нотариуса осуществляется по его ходатайству за счет средств нотариальной палаты или при недостаточности средств нотариальной палаты по ходатайству нотариальной палаты и (или) нотариуса за счет средств Федеральной нотариальной палаты. Эта норма была введена в Основы законодательства РФ о нотариате совсем недавно, и мы предполагаем, что если государству удастся полностью переложить расходы на поддержку нотариусов, работающих в малонаселенных и труднодоступных местностях, то вскоре от модели государственного нотариата можно будет полностью отказаться.

Одновременно закон не обошел стороной вопрос о пенсиях и социальной поддержке нотариусов. так, согласно ст. 30 Основ законодательства РФ о нотариате Федеральная нотариальная палата создает фонд социальной поддержки Федеральной нотариальной палаты и ежегодно формирует программу социальной поддержки. Для этого нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании фонда социальной поддержки, который является обособленным имуществом, принадлежащим Федеральной нотариальной палате на праве собственности и формируемым за счет отчислений от членских взносов нотариальных палат в размере не менее 5% членского взноса нотариальной палаты.

Одновременно в законе предусмотрены косвенные меры государственной поддержки нотариата. Эти меры не являются собственно финансовыми, однако позволяют нотариусам и нотариальным палатам преодолеть ряд трудностей, в том числе финансовых. Так, согласно ст. 11.1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы, занимающиеся частной практикой, и нотариальные палаты имеют право на заключение договоров аренды, а равно и иных договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятельности или размещения нотариальной палаты, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Точно также они обладают правом преимущественного приобретения этого имущества.

Нотариальное делопроизводство

Делопроизводство в любой сфере представляет собой отрасль деятельности, которая обеспечивает создание официальных документов и организацию работы с ними. Поскольку деятельность нотариата в отношении документов является строго формализованной, необходимы четкие правила оформления нотариальных документов для единообразия нотариальной практики. Делопроизводство ведется нотариусами на русском языке, являющемся в соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории.

В.С. Репин отмечал: «Все нотариальное производство можно разделить на три взаимосвязанные части: делопроизводство в нотариальных конторах; порядок ведения реестра регистрации нотариальных действий; заполнение нотариальных свидетельств и утвердительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» .

Т.М. Шамба указывает на необходимость разделять понятия нотариального производства и нотариального делопроизводства. В частности, он утверждает, что нотариальное производство — это процедура, процесс совершения нотариальных действий, совокупность юридически значимых действий, в том числе и при вынесении постановления об отказе в совершении нотариального действия. При этом процедура совершения того или иного нотариального действия имеет определенные различия. Например, удостоверение любого договора, протест векселя, обеспечение доказательств, свидетельствование верности копии подлиннику документа или подлинности подписи различны по процедуре. Таким образом, нотариальное производство — это процесс совершения нотариального действия, последовательность действий, совершаемых нотариусом для его удостоверения. При этом нотариальное делопроизводство — это трудоемкая работа по систематизации, учету, хранению огромной документальной базы, скапливающейся в нотариальной конторе.

Нотариальное делопроизводство включает в себя следующие функции:

а) ведение документации по совершению различных нотариальных действий;

б) ведение организационно-распорядительной документации;

г) разбор жалоб, заявлений и писем от физических и юридических лиц, контроль за их рассмотрением;

д) составление номенклатур;

е) ведение канцелярии и архива нотариальной конторы.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с Правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. На данный момент действует Приказ Минюста России от 16 апреля 2014 г. N 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства»

Правила нотариального делопроизводства регулируют следующие вопросы:

а) оформление (документирование нотариальной деятельности):

— организационно-распорядительных документов;

— реквизитов документов;

б) обработка входящих и исходящих документов;

в) использования печатей с воспроизведением Государственного герба РФ, штампов и бланков;

г) составление номенклатуры дел;

д) формирование дел;

е) оформление дел, проведение экспертизы ценности документа и составление описей дел;

ж) временное хранение и передача дел;

з) уничтожение дел;

и) особенности формирования и оформления отдельных видов дел:

— наследственных дел;

— принятие закрытого завещания;

— вскрытие и оглашение закрытого завещания;

— депозит нотариуса;

— вексельные протесты;

— порядок ведения и заполнения реестров для регистрации нотариальных действий;

к) порядок контроля за исполнением Правил нотариусами, занимающимися частной практикой;

л) особенности работы с электронными документами.

Готовы доверить решение проблемы нам?

Ваше сообщение успешно отправлено.
Наши сотрудники свяжутся с Вами в ближайшее время.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

Оставьте заявку на консультацию, чтобы убедиться в этом лично!

Мы работаем по всей России. Укажите Ваш город в комментарии

Отправляя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Отзывы

Получить консультацию юриста
x
Полезная информация
Сторонние сайты