г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф.619
+7 (846) 212-99-71

Отличительные особенности коррупционных преступлений

Адвокат Антонов А.П.

Коррупционные преступления образуют настолько специфическую, и, вместе с тем, разнородную группу, что существует отдельный Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19.03.2009 N 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ» в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ».

Однако указанная группа преступлений имеет особенности, отличающие их от других преступлений и позволяющие сделать вывод о том, что указанные преступления образуют единую группу:

  1. Специальный субъект совершения преступлений. Как правило, субъектом коррупционных преступлений являются государственные и муниципальные служащие, лица, выполняющие управленческий функции в коммерческих или некоммерческих организациях. Исключение составляют случаи воспрепятствования реализации избирательный прав путем подкупа, дача взятки и коммерческий подкуп. В любом случае, исходя из Перечня преступлений коррупционной направленности, субъект преступления должен быть надлежащим;
  2. Наличие у виновного лица умысла на причинение ущерба интересам государства. Указанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом;
  3. Корыстная направленность. Коррупционные преступления не всегда представляют собой прямое нарушение закона, например, при злоупотреблении своим служебным положением или совершении действий, не входящих в должностные обязанности. Наоборот, совершение коррупционного преступления может характеризоваться формальным соблюдением закона. В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», к ним относятся действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Второй вид коррупционных преступлений является более латентным, так как формально законные действия должностного лица остаются вне подозрения контролирующих органов. В соответствии с указанным выше Постановлением Пленума Верховного суда РФ, это понимать действия (бездействие), которые совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Однако оба вида коррупционных преступлений объединяет стремление к получению прибыли в виде денежных выплат, предоставления товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершении других незаконных действий в ответ и т.д. Следует отметить, что корыстный мотив может иметь место в отношении не только самого субъекта преступления, но любых третьих лиц.

  1. Объектом преступления являются интересы государства. Необходимо отметить, что любые преступления опосредованно посягают на интересы и благополучие государства, так как нарушают регулируемые им общественные отношения, вследствие чего необходимо восстанавливать правовое положение, существовавшее до совершения преступления. Однако коррупционные преступления, которые по сути своей являются должностными, непосредственным образом посягают на интересы государства;
  2. Незаконный характер получаемой выгоды. В отличие от законного вознаграждения, получаемого государственным служащим (оклада и премии), полученные блага по сути являются незаконными и не могут принадлежать лицу, даже если имеют формальную видимость закона, например, при даче взятки в обмен на повышение оклада или выплату премии. Как указывается в Перечне преступлений коррупционной направленности, должна иметься связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
  3. Использование должностных полномочий в качестве средства совершения преступления. Для совершения заранее оговоренных действий взамен на получение прибыли необходимо обладать определенным властными полномочиями. В случае, если преступление совершает лицо, их не имеющее, оно своими незаконными действиям подталкивает должностное лицо к использованию своих полномочий в противоправных целях.

По общему правилу, преступления коррупционной направленности должны иметь все перечисленные ниже признаки, но есть ряд исключений. К коррупционным относятся преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в силу международно-правовых актов, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

Указанные признаки важны и с уголовно-процессуальной точки зрения, так как они позволяют определить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу о коррупционном преступлении. Однако они, несмотря на свою точность и полезность для правоприменителя, не являются безупречными: существуют и преступления, хоть и подпадающие не под все признаки, но все равно в силу закона или иных актов относящиеся к коррупционным.

Коррупционные преступления имеют еще одну немаловажную черту: значимость для общества и государства. На уровне законодательства РФ коррупция признана угрозой национальной безопасности, поэтому судам при назначении наказания по такой категории дел необходимо принимать решение наиболее взвешенно. Само по себе совершение преступления коррупционной направленности не означает, что виновному необходимо назначить суровое наказание. В любом случае, необходимо руководствоваться общими началами назначения наказания.

При этом следует помнить, что коррупционные преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов, государственными, муниципальными служащими, вызывают высокий общественный резонанс, умаляют авторитет государственной власти и подрывают доверие граждан к государственной системе в целом.

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Чтобы записаться на бесплатную консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта
Добавляйтесь к нам в друзья
Подписывайтесь на наш канал
Наша практика
КонсультантПлюс: "Горячие" документы
ПРАВО.RU
ГАРАНТ: Новости
Свежие комментарии